Срок камеральной проверки

Камеральные налоговые проверки

Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых декла­раций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка имеет двойное назначение: как средств контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и назначается только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, а в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие при­сутствия налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Периодичность проведения камеральных проверок определя­ется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руково­дителя налогового органа для ее проведения не требуется. О нача­ле проверки налогоплательщик не информируется.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представ­ления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законо­дательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, например, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, по­лучить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам ка­меральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Первое, что проверяется в ходе камеральной проверки, это факт представления налоговой отчетности. Налоговые деклара­ции и бухгалтерская отчетность могут быть представлены нало­гоплательщиком в налоговый орган по месту его учета лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправле­ния или переданы по телекоммуникационным каналам связи, о чем уже говорилось в предыдущей главе. При отправ­ке налоговой декларации по почте днем ее представления счита­ется дата отправки заказного письма с описью вложения.

При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным ка­налам связи днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций в электронном виде, посылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме.

Если налоговая декларация представлена после истечения ус­тановленного законодательством срока, налогоплательщик несет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. Эта статья при­меняется даже в случае, если налог к доплате по декларации, пред­ставленной позже установленного срока, равен нулю.

За просрочку представления декларации должностные лица организации несут ответственность: ст. 15.5 Кодекса РФ об адми­нистративных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает штраф в размере от трех до пяти МРОТ.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларации. Эта мера воз­действия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларации в течение двух недель по истечении уста­новленного законодательством о налогах и сборах срока или от­казался от ее представления вовсе. Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведом­ляет об этом налогоплательщика, вручив ему уведомление под расписку или направив заказным письмом по почте.

После представления налогоплательщиком декларации приоста­новление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем сдачи деклара­ции.

На начальном этапе камеральной проверки в обязательном по­рядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.

На практике случается, что в представленной налоговой отчет­ности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), не­четко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью нало­гоплательщика или его представителя.

В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по денной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Указанное требование не распространяется на следующие слу­чаи:

— выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;

— установлены факты, что сумма налога к возмещению (умень­шению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщи­ком в завышенном размере.

Основными этапами камеральной проверки являются:

1) проверка правильности исчисления налоговой базы и сум­мы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;

2) проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления пока­зателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

3) проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

4) проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законода­тельству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления на­логовой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями налоговой отчетности предыдущего от­четного (налогового) периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и нало­говых деклараций, а также отдельных показателей деклара­ций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых декла­раций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельнос­ти налогоплательщика, полученным из других источников;

— анализ соответствия уровня и динамики показателей налого­вой отчетности, отражающих объемы производства и реали­зации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и дина­микой показателей объемов потребления налогоплательщи­ком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

При проведении камеральной проверки налоговый орган мо­жет также истребовать у налогоплательщика дополнительные све­дения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Затребованы могут быть: хозяйственные договоры, первичные бух­галтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д., в том числе и за прошлые годы.

Налогоплательщик, которому адресовано требование о пред­ставлении необходимых для проверки документов, обязан пред­ставить их в пятидневный срок в виде заверенных должным обра­зом копий (ксерокопий документов, скрепленных «живой» печа­тью и подписанных руководителем).

Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в уста­новленные сроки признается налоговым правонарушением и вле­чет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непред­ставление в установленный срок налогоплательщиком налогово­му органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой про­верки.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызывать на­логоплательщиков для дачи пояснений. Если при проведении ка­меральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получить информацию о деятельности налогопла­тельщика, связанной с иными лицами, например с его контрагентами, налоговые органы имеют право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Истребование указанных документов, их проверка и анализ — это действия, которые в ст. 87 НК РФ называются встречной налоговой проверкой (в новой редакции НК РФ такого понятия нет, но по сути само мероприятие сохранено).

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым право­нарушением. Оно влечет за собой ответственность, как и представ­ление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2. ст.126 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган при необходимости может отправить в банк мотивирован­ный запрос о представлении справки по операциям и счетам про­веряемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справ­ку в течение пяти дней после получения запроса.

В отличие от выездной проверки составление акта по результа­там камеральной проверки НК РФ не предусмотрено (В новой редакции НК РФ 0 предусмотрено, процедура одинакова с выездными проверками).

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, вы­явлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Если ошибок или противоречий нет, налоговый инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.

Если же в ходе проверки обнаружились ошибки или противо­речия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходи­мо заполнить те графы или строки декларации, которые предназ­начены для отражения показателей, исчисленных поданным на­логового органа, либо предусмотрены в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки.

Для эффективной организации камеральных проверок прика­зом МНС России от 21 августа 2003 г. утвержден Регламент прове­дения камеральных налоговых проверок, оформления и реализа­ции их результатов, состоящий из трех разделов:

1. Общие положения.

2. Порядок проведения камеральных налоговых проверок на­логовой отчетности.

3. Оформление и реализация материалов камеральной нало­говой проверки.

Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:

— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственно­сти;

— о проведении дополнительных мероприятий налогового кон­троля.

решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации. Вынесение реше­ния за пределами этого срока незаконно.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения:

— излагаются обстоятельства совершенного правонарушения;

— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность;

— указываются статьи НК РФ, предусматривающие меры от­ветственности за конкретные правонарушения, и применяе­мые к налогоплательщику меры ответственности.

— приводятся предложения об уплате неуплаченного или не пол­ностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения реше­ния, и соответствующих налоговых санкциях.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к от­ветственности за совершение налогового правонарушения:

— указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;

— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности;

— указывается пункт ст. 109 НК РФ, исключающий привлече­ние налогоплательщика к ответственности;

— приводятся предложения об уплате налога, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также назначенные конкретные мероприятия налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщи­ку или его представителю под расписку либо иным способом. Ре­шение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо счи­тается полученным по истечении шести дней после его отправки. В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок на­правления требования — десять дней со дня вынесения решения.

При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогопла­тельщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Решение о взыска­нии, принятое после истечения указанного срока, считается не­действительным и исполнению не подлежит.

В отличие от недоимок и пеней налоговые санкции взыскива­ются с налогоплательщика только в судебном порядке. До обра­щения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплатель­щику добровольно уплатить штрафные санкции. Для этого нало­говый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налоговых санкций.

Следует выделить ряд существенных моментов, касающихся организации и проведения камеральных налоговых поверок, ко­торые налоговый орган не имеет права нарушать:

— проверкой может быть охвачено не более чем три календар­ных года деятельности налогоплательщика, предшествовав­ших году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года;

— на проведение камеральной проверки отводится три месяца, по истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

— специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

— в ходе проверки налоговый орган может затребовать допол­нительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;

— результатом камеральной проверки может быть: внесение налогоплательщиком изменений в представленные налого­вому органу документы; вынесение налоговым органом ре­шения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложении штрафных санкций.

В целях устранения возникших между налоговыми органами и на­логоплательщиками неразрешимых разногласий и получения более подробной, объективной информации о деятельности налогоплатель­щика налоговый орган вправе принять решение о проведении выезд­ной налоговой проверки. По результатам проверки принимаются окончательные решения в отношении такого налогоплательщика.

Основания и периодичность проведения ревизии

Государство использует и управляет большими ресурсами и средствами, нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля над тем, как это делается.

Государство не может безразлично относиться и к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Следовательно, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений, подведомственных Минюсту России, должны проводиться не реже одного раза в год (Указ Президента РФ от 25.07. 1996 г. № 1095 (с изменениями от 25.07.2000 г., 18.07.2001 г.)).

В случае необходимости могут проводиться внеочередные ревизии или проверки по отдельным вопросам.

Ревизии проводятся в соответствии с планами работы министерства, утвержденными руководством министерства, как правило, не более чем в месячный срок. Продление срока ревизии допускается с разрешения лица, назначившего ее. Ревизии осуществляются Министерством юстиции РФ и назначаются в каждом отдельном случае руководителем министерства или его первым заместителем с указанием сроков проведения.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Основанием для проведения ревизии служит мотивированное постановление, которое должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверяемый период, наименование проверяемой организации, Ф.И.О. руководителя, должность и подписи лиц, выдавших данное постановление.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее — руководителем контрольно-ревизионного органа), и заверяется печатью указанного органа. Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах — бланк и образец».

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте .

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте .

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

  • «Налоговикам рекомендовано по-новому требовать пояснения по без-НДСным операциям»;
  • «Обновлен формат передачи требования о представлении пояснений по НДС».