Сроки проведения инвентаризации

Сроки и порядок проведения инвентаризации, документальное оформление

Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены в пункте 2 статьи 12 указанного закона:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации.

Кроме того, в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета), указано, что в частности, инвентаризация расчетов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации в обязательном порядке обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания), определен порядок проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Методических указаний.

Для проведения инвентаризации расчетов согласно пункту 2.2 Методических указаний создается инвентаризационная комиссия, состав которой согласно пункту 2.3 Методических указаний утверждает руководитель организации. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа №ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

———¬ ¦ Код ¦ +——-+ Форма по ОКУД ¦0317018¦ +——-+ ________________________________________________ по ОКПО ¦ ¦ организация +——-+ ________________________________________________________ ¦ ¦ структурное подразделение L——— ———-T————¬ ¦ Номер ¦ Дата ¦ ¦документа¦составления¦ +———+————+ ¦ ¦ ¦ ПРИКАЗ L———+———— (ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ) О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Для проведения инвентаризации ________________________________ __________________________________________________________________ назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе: Председатель комиссии _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество Члены комиссии: _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество _________ __________________________________ должность фамилия, имя, отчество Инвентаризации подлежит ______________________________________ наименование имущества, обязательства __________________________________________________________________ К инвентаризации приступить «__» __________ ____ г. и окончить «__» __________ ____ г. Причина инвентаризации _______________________________________ контрольная проверка, смена материально __________________________________________________________________ ответственных лиц, переоценка и т.д. __________________________________________________________________ Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию __________________________________________________________________ не позднее «__» _________ ____ г. Руководитель __________ _______ ______________________________ должность подпись расшифровка подписи

Приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ-23).

Такой приказ готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки.

В пункте 3.44. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств указано, что инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

«а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности».

Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:

— с банками по кредитам;

— с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

— с покупателями и поставщиками;

— с работниками, в том числе с подотчетными лицами;

— с другими дебиторами и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

«При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение)» (пункт 3.47 Методических указаний).

Прежде всего, проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечению срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

«По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам» (пункт 3.46 Методических указаний).

Пример 1.

Предположим, что в процессе инвентаризации расчетов по состоянию на 31 декабря 2006 года в организации было выявлено наличие депонентской задолженности в сумме 2500 рублей с истекшим в марте 2006 года сроком исковой давности (3 года).

Инвентаризация расчетов показала, что организация нарушила требования бухгалтерского законодательства и налогового, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Поэтому, в данной ситуации бухгалтеру организации необходимо внести в учет исправления, сдать в налоговую инспекцию уточненные расчеты по прибыли за I квартал 2006 года (учитывая, что форму заполняются нарастающим итогом уточненные нужно сдать и за полугодие, 9 месяцев, год), произвести доплату налога и пени.

Окончание примера.

В соответствии с пунктом 73 Положения по ведению бухгалтерского учета расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Таким образом, даже если в бухгалтерском учете обязательства у контрагентов будут отражены в различных суммах, при проведении сверки организация вправе настаивать на правильности своих записей и не обязательно приводить свои данные в соответствие с данными поставщика (подрядчика).

Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной, и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) с учетом наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Без наличия таких документов организация не вправе, только лишь на основании одного акта сверки, производить дополнительные или сторнировочные записи.

Таким образом, инвентаризация расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах учета.

Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

Учитывая, что целью инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей является подтверждение данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета, акты сверки составляются по состоянию на отчетную дату. Данные годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждать остатки, выведенные по состоянию на 1 января следующего года, а потому фактически сверка расчетов в составе годовой обязательной инвентаризации может быть осуществлена только в январе следующего года.

Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами необходимо оформить акт сверки. Акт сверки оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка. Отметим, что обязательность оформления направленных актов сверки другой стороной законодательством не установлена. Кроме того, часть актов сверки организация вплоть до оформления бухгалтерской отчетности может и не получить от контрагента. Однако это и не требуется. Как отмечалось выше, согласно пункту 73 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно признавать свои расчеты правильными.

На конец года осуществляется сверка остатков на расчетном, валютном и иных счетах в банке. Банк представляет организации акт сверки остатков денежных средств на 1 января следующего года. Акт сверки составляется в двух экземплярах. В подтверждение указанного остатка денежных средств руководитель и главный бухгалтер организации подписывают оба экземпляра акта и заверяют печатью организации. Один экземпляр акта сверки возвращается в банк, а второй подшивается с инвентаризационными документами.

Таким образом, инвентаризация расчетов с банками заключается в проверке данных учета, числящихся на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках». По полученным кредитам проверяется наличие и содержание договоров банковского кредита, их целевое использование, своевременность и правильность отражения в учете получения и погашения, правильность отражения процентов за пользование заемными средствами.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. Кроме того, по неуплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их уплату, а также штрафных санкций.

Для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС Российской Федерации от 4 апреля 2005 года №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» утверждены формы документов, которыми оформляется результат сверки, и методические указания по заполнению этих форм. Налоговый инспектор формирует в двух экземплярах акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам №23 (полная), №23-а (краткая), а также справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме №39-1, №39-1ф на основе данных налогового органа. В случае отсутствия расхождений в форме №23-а (краткая) данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками, оформившим его. Кроме того, оба экземпляра документа визирует начальник отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта сверки вручается налогоплательщику или передается для отправки заказным отправлением с уведомлением. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа инспектор осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме №23 (полная). После исправления ошибок формируется акт сверки расчетов с бюджетом в двух экземплярах по форме №23-а (краткая) с учетом внесенных изменений, затем один из экземпляров с подписями налогоплательщика и инспектора передается налогоплательщику.

В случае снятия налогоплательщика с учета и постановки его на учет в другом налоговом органе акт сверки по форме №23-а (краткая) составляется в 3-х экземплярах:

1) передается налогоплательщику;

2) хранится в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов;

3) направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

До начала инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны в двух экземплярах подписывают акт сверки задолженности между организациями.

«Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами» (пункт 3.45 Методических указаний).

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Также проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17). Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии.

В акте указывается:

1. наименование организации дебитора (кредитора);

2. счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

3. суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

4. суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

В отдельном порядке по графам 4, 5 и 6 данной формы приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами (графа 4 формы), не подтвержденной дебиторами (графа 5 формы), а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности (графа 6 формы).

Не подтвержденные контрагентами суммы задолженности по причине неполучения от них актов сверки заносятся в графу 5 акта по форме №ИНВ-17.

К акту инвентаризации расчетов по указанным видам задолженности должна быть приложена справка (Приложение к форме №ИНВ-17). Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта. В справке указывают:

— реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;

— дату и причину возникновения задолженности;

— сумму задолженности.

Оформление (составление) данной справки является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Сроки оформления и представления оформленных инвентаризационных документов в каждой конкретной организации определяются «Приказом (постановлением, распоряжением) о проведении инвентаризации» (форма №ИНВ-22) или утвержденным в установленном в организации порядке Планом проведения инвентаризации. В данном приказе (или в отдельном распоряжении) назначают инвентаризационную комиссию.

Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Если ответственный работник отсутствует, выверка сумм и документов проводится без него. На результаты инвентаризации это не влияет. В то же время отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. В данной ситуации рекомендуем назначить таким сотрудникам приказом руководителя замену.

При этом опять же следует учитывать, что реальными сроками для получения от контрагентов и согласования актов сверки являются конец января – февраль года, следующего за отчетным годом.

Более подробно с вопросами, касающимися проведения инвентаризации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Инвентаризация».

3.1. инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей по НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Прежде всего, напомним, что с 1 января 2006 года организации перешли на начисление НДС методом «по отгрузке». Порядок исчисления НДС принят Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон 119-ФЗ).

По состоянию на 1 января 2006 года организации — налогоплательщики НДС обязаны были провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно (пункт 1 статьи 2 Закона №119-ФЗ).

По результатам инвентаризации определялась дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные до 1 января 2006 года товары (работы, услуги), имущественные права, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года.

Результаты инвентаризации дебиторской задолженности налоговые органы рекомендовали оформлять справкой, приведенной в приложении №1 к Письму ФНС Российской Федерации от 27 января 2006 года №ММ-6-03/85@, а кредиторскую задолженность можно было отразить в рекомендуемой справке по форме в приложении №2 к этому письму. Данные формы было рекомендовано сдать в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за первый налоговый период 2006 года.

Но так как регламент проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, а также формы документов, которыми оформляются ее результаты, налоговыми нормативными документами не установлен, то по нашему мнению, в данном случае можно воспользоваться формами, применяемыми при инвентаризации в бухгалтерском учете.

Обращаем внимание читателей на то, что в форме №ИНВ-17 не предусмотрено выделение НДС в составе кредиторской и дебиторской задолженности.

В данной ситуации считаем возможным в форме №ИНВ-17 (акт инвентаризации расчетов) и приложении к форме №ИНВ-17 (справка к акту) в соответствующих графах дополнить строкой «в том числе НДС» в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года №20, согласно которому в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом Российской Федерации, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом Российской Федерации унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно — распорядительным документом организации. Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Приведем разъяснения ФНС Российской Федерации по вопросу оформления Справки о кредиторской задолженности, изложенные в Письме от 19 апреля 2006 года №ШТ-6-03/417@ «О порядке оформления справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ»:

«При оформлении налогоплательщиками справки о кредиторской задолженности, приведенной в приложении №2 к Письму ФНС России от 27.01.2006года № ММ-6-03/85@ (далее — Справка), следует учитывать, что в случае неполучения налогоплательщиками-покупателями до 31 декабря 2005 года включительно счетов-фактур по принятым к учету до 01.01.2006, но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, рекомендуется такие счета-фактуры отражать по мере их получения в виде приложений к Справке и направлять данные приложения в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации за налоговый период, в котором были получены указанные счета-фактуры. При этом налогоплательщики, которые применяют налоговые вычеты на основании пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. №119-ФЗ, вправе предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость по принятым к учету до 1 января 2006 года, но не оплаченным до этой даты товарам (работам, услугам), указанные в счетах-фактурах, полученных в первом полугодии 2006 года, равными долями в течение налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 года, то есть до 1 июля 2006 года. Размер указанной доли налога определяется исходя из суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, и количества налоговых периодов, оставшихся до окончания первого полугодия 2006 года. При получении таких счетов-фактур после окончания первого полугодия 2006 года налогоплательщики вправе предъявить к вычету сумму налога, указанную в счете-фактуре, в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.

Вместе с тем сообщается, что при наличии у налогоплательщика значительного количества счетов-фактур по принятым к учету, но не оплаченным товарам (работам, услугам), имущественным правам, полагаем целесообразным запись по таким счетам-фактурам, отражаемым налогоплательщиком в соответствующих разделах 1.1 — 1.5 Справки о кредиторской задолженности, прилагаемой к вышеуказанному Письму ФНС России, не указывать (не дублировать) в разделе 1 данной Справки.

При этом записи по счетам-фактурам, отражаемым в разделах 1.1 — 1.2 Справки о дебиторской задолженности, прилагаемой к вышеуказанному Письму ФНС России, по строительно-монтажным работам, выполненным подрядными организациями, ФНС России полагает целесообразным не указывать (не дублировать) в разделе 1 данной Справки. При отсутствии у подрядных организаций дебиторской задолженности по товарам (работам, услугам), имущественным правам в разделе 1 Справки рекомендуется ставить прочерки».

Согласно неофициальным разъяснениям представителей налоговых ведомств налоговым органам при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, представленных после 1 января 2006 года, могут быть истребованы у налогоплательщика результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности для их применения при проведении контрольных мероприятий, при этом сведения о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей надо будет представлять инспекторам в разрезе каждого счета-фактуры.

Таким образом, по нашему мнению, инвентаризацию необходимо было провести в разрезе поставщиков (покупателей) (отразится в акте инвентаризации расчетов), а внутри поставщиков (покупателей) — в разрезе счетов-фактур (отразится в справке к Акту инвентаризации расчетов).

Переходный период для тех налогоплательщиков, которые применяли до 2005 года метод «по оплате» и у которых были отгруженные, но не оплаченные товары, работы, услуги и имущественные права определен до 1 января 2008 года.

Налогоплательщики, которые определяли налоговую базу для исчисления НДС «по оплате» в 2006 году после поступления денежных средств списывали дебиторскую задолженность со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а суммы НДС со счета 76 субсчет «НДС по реализованным, но не оплаченным товарам, работам и услугам». Возможно, что до конца 2006 года в организацию поступит не вся сумма дебиторской задолженности выявленной по результатам инвентаризации на 01 января 2006 года. В этом случае на момент формирования отчета за 2006 года следует проверить остатки по счетам 62 и 76. Суммы НДС переходного периода рекомендуем учитывать на отдельном субсчете счета 62.

Те организации, которые применяли налоговую базу для исчисления НДС «по отгрузке» произвели вычеты сумм налога, принятых к учету до 1 января 2006 года, в течение первого полугодия 2006 года равными долями. Поэтому у них не будет остатка по дебету счета 19 на 31 декабря 2006 года.

Те же налогоплательщики, которые применяли до 2006 года метод «по оплате» в 2006 году применяли вычет только после оплаты кредиторской задолженности выявленной по результатам инвентаризации. У них может остаться остаток по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и на момент формирования годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.

Учесть кредиторскую задолженность и НДС, в составе предъявленной, но не оплаченной кредиторской задолженности и подлежащий налоговому вычету после оплаты рекомендуемо на отдельном субсчете счетов 60 и 19, например счет 60 субсчет 19 и соответственно счет 19 субсчет 19.

Особый порядок налогообложения в отношении капитальных вложений, произведенных до 1 января 2006 года, предусматривает статья 3 Закона №119-ФЗ.

В связи с этим остаток на 31 декабря 2006 года по дебету 19 счета может быть у организаций если:

1. они проводили капитальное строительство до 1 января 2006 года и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не приняты на учет или не реализованы в 2006 году.

2. они проводили строительно-монтажные работы для собственного потребления до 1 января 2006 года и у них в учете отражались суммы НДС, предъявленные организациям по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченные им при проведении строительно-монтажных работ, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года. При этом соответствующие объекты завершенного капитального строительства, используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, не приняты на учет или не реализованы в 2006 году.

они не уплатили суммы налога, начисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, выполненным с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года (включительно) в соответствии со статьей 173 НК РФ. Отметим, что моментом определения налоговой базы по таким строительно-монтажным работам для собственного потребления признавалось 31 декабря 2005 года (пункт 6 статьи 3 Закона 119-ФЗ).

Более подробно с вопросами, касающимися порядка и способов списания дебиторской и кредиторской задолженности, Вы можете познакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Списание дебиторской и кредиторской задолженности».

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

1. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязаны выполнять:

а) все работники организации;

2. Ответственность за достоверность содержащейся в документе информации несут:

а) руководитель (???);

3. Использование первичных учетных документов предполагает:

в) использование документов, разработанных организацией и утвержденных руководителем при наличии обязательных реквизитов в случае отсутствия унифицированных форм.

4. Инвентаризация осуществляется на основании:

а) приказа руководителя;

5. Инвентаризации подлежат:

а) все имущество организации независимо от его местонахождения;

6. Количество инвентаризаций в отчетном году устанавливается:

а) руководителем;

7. Проверка фактического наличия инвентаризуемых объектов проводится:

а) при обязательном участии материально ответственных лиц;

8. Сличительные ведомости составляются:

б) в случае выявления отклонений от учетных записей;

9. Унифицированные формы первичной учетной документации являются:

б) обязательными к применению;

10. Порядок документирования хозяйственных операций в бухгалтерском учете и хранения первичных документов определен:

а) Законом «О бухгалтерском учете»;

11. Достоверность совершившихся хозяйственных операций в организации подтверждается:

в) первичными документами.

12. Распорядительные документы служат основанием для учетной записи на счетах:

б) нет;

13. Оправдательные документы служат основанием для учетной записи на счетах:

а) да;

14. График документооборота в организациях составляет:

б) главный бухгалтер;

15. Документооборот представляет собой:

в) движение документов с момента их составления до сдачи в архив после соответствующей обработки и отражения в учете.

16. Исправления в первичных документах:

в) допускаются, кроме исправлений в кассовых и банковских документах.

17. Последовательность обработки бухгалтерских документов:

б) проверка;

г)таксировка;

а) отметка об использовании;

е) группировка.

в) запись в учетном регистре;

д)сдача в архив;

18. Основные этапы документооборота:

в) составление и оформление документов;

б) движение документов по рабочим местам;

а) поступление документов в бухгалтерию;

д) обработка документов в бухгалтерии.

г) передача документов в архив;

19. К внутренним документам относятся:

г) приходный кассовый ордер.

20. К внешним документам относятся:

г) товарно-транспортная накладная.

21. В случае несоответствия фактического наличия имущества учетным данным составляется:

в) сличительная ведомость;

22. Излишки, выявленные при инвентаризации, подлежат:

б) принятию к учету;

23. Недостача материальных ценностей отражается на счетах:

6)94;

24. Соответствие реквизитов первичных документов:

1. Постоянные г) табельные номера работников д) номер расчетного счета е) наименование организации 2. Переменные а) количественная и стоимостная оценка хозяйственной операции б) дата составления в) содержание хозяйственной операции

25. Соответствие документов классификационным признакам:

1. Оправдательные з) выписка из банка л) акт выполнения работ н) рапорт о выработке о) накладная п) больничный лист 2. Распорядительные а) распоряжение б) приказ и) доверенность 3. Комбинированные д) авансовый отчет е) платежное поручение ж) приходный и расходный кассовые ордера 4. Бухгалтерского оформления в) ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов г) ведомость начисления амортизации, справки и расчеты, составленные бухгалтерией м) накопительные ведомости

26. По степени охвата хозяйственных операций документы подразделяются:

1. Разовые а) кассовые ордера в) чеки д) платежные поручения е) требования 2. Накопительные б) лимитно-заборная карта г) наряд на сдельную работу

27. Классификация бухгалтерских документов:

1. По назначению д) бухгалтерского оформления е) оправдательные ж) распорядительные з) комбинированные 2. По порядку отражения операций в) первичные г) сводные 3. По способу охвата операций и) накопительные м) разовые 4. По количеству учетных записей а) однострочные к) многострочные 5. По месту составления б) внешние л) внутренние

28. Одним из обязательных реквизитов в документе является:

а) дата составления документа;

29. Первичный документ составляется:

б) в момент совершения хозяйственной операции, а при отсутствии такой возможности — сразу же после ее окончания;

30. Составляющими первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета являются:

б) документация и инвентаризация;

31. Проведение инвентаризации обязательно:

б) в случае ликвидации организации;

32. Недостача в пределах норм естественной убыли учитывается в:

б) себестоимости продукции;

33. Инвентаризация это:

б) контроль за сохранностью собственности организации, обеспечивающей достоверность фактических данных;

34. Инвентаризация в зависимости от полноты охвата объектов бывает:

в) полной и частичной.

35. В состав инвентаризационной комиссии входят:

в) представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты.

36. Соответствие документа уровням нормативного регулирования:

1. Первый уровень б) Закон «О бухгалтерском учете»
2. Второй уровень д) положения по бухгалтерскому учету
3. Третий уровень в) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению г) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
4. Четвертый уровень а) положение о премировании в организации

37. Этап обработки бухгалтерских документов с указанием корреспонденции между счетами называется:

б) контировкой документов;

38. Таксировка бухгалтерских документов означает:

в) выражение натуральных показателей в денежной оценке, подсчет итогов.

39. Реквизиты бухгалтерских документов представляют собой:

а) показатели, характеризующие хозяйственные операции и придающие документу юридическую силу;

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 5322 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вопрос 14. Цели, порядок и сроки проведения инвентаризации

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Таким образом, основными целями проведения инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;

  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации организации;

  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Различают два вида проверок: натуральную и документальную.

Натуральная (вещественная) проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Общие правила проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии в виде приказа, постановления или распоряжения (форма ИНВ-22) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «__________» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие материалов, товаров и тары при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной – акт инвентаризации.

Методические рекомендации предусматривают специальный порядок заполнения актов инвентаризации:

  • инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Причем описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток;

  • наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

  • на каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны;

  • исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей (исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами);

  • в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;

  • на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия товаров и тары в случае смены материально ответственных лиц, принявший товары и тару расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этих материальных ценностей.

На товары, находящиеся на ответственном хранении или материалы полученные для переработки, составляются отдельные описи.

Важно отметить, что если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации товарно-материальных ценностей. В настоящеевремя применяются унифицированные формы, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (форма № ИНВ-24) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма № ИНВ-25).

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Необходимо помнить, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Проверка фактического наличия материальных ценностей производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.

При проведении инвентаризации рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка ее проведения, полноту и точность внесения в соответствующие инвентаризационные документы данных о фактическом остаток материальных ценностей и денежных средств, за правильность ьнисть и своевременность составления соответствующих материалов инвентаризации. Члены инвентаризационных комиссий, за внесение в документы инвентаризации заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей и денежных коробов с целью сокрытия их недостач, растрат и излишков материальных ценностей, подлежат привлечению к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Перед началом инвентаризации членам рабочей инвентаризационной комиссии вручается приказ или распоряжение руководителя предприятия о проведении, а председателю комиссии — контрольный пломбир. Важным условием проведение инвентаризации ее внезапность. Только при этом условии можно установить действительное состояние сохранности материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственное лицо, которому известно о прове ведения инвентаризации, может каким-либо способом (составление бестоварных документов, заема денег и т др.) скрыть недостачу или растрату ценностей или денежных средствоштів.

При проведении инвентаризации по предписанию органов внутренних дел в ней участвует их представитель (как правило, это оперативный сотрудник подразделения государственной службы борьбы с экономической преступностью). Как инициатор проведения инвентаризации, оперативный сотрудниками ник должен принять соответствующие меры по установлению признаков возможных злоупотреблений, а именно на поиск черновых записей, документов двойного учета, долговых расписок и т.д.. Учитывая перспективы результ атомов проверки, он обязан, кроме того, следить за соблюдением порядка проведения инвентаризации, своевременностью и правильностью составления соответствующих документов. Заметим, что представитель органов внутренних дел не является членом инвентаризационной комиссии и поэтому не может присваивать себе ее функции, в том числе, не может подписывать документы, которые складываются в ходе инвентаризацииції.

. Для того, чтобы результаты инвентаризации вступили в силу, должны быть выполнены следующие условия:

o наличие приказа (распоряжения) на ее проведение

o комисийнисть проведения

o внезапность

o обязательное участие материально ответственного лица

. В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований инвентаризация может быть квалифицирована как проверка, а следовательно не будет иметь юридической силы

. Работа инвентаризационной комиссии по установлению фактических остатков материальных ценностей и денежных средств оформляется инвентаризационной описи. Наименование ценностей, их количество и цена отражаются в описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бухгалтерском учете. Инвентаризационные описи составляются в процессе инвента аризации имущества на дату ее проведения не менее чем в трех экземплярах. Началом инвентаризации считается момент предъявления материально ответственным лицом инвентаризационной комиссии всех приходно- расходных документов, составление отчета и получения комиссией расписки полное предоставление документеів.

Заполнение любых реквизитов в описаниях к началу инвентаризации запрещается. Грубым нарушением порядка проведения инвентаризации выдача на руки комиссии описаний, в которых отражена наличие матер териальных ценностей по данным бухгалтерского учета. Нельзя вносить в описи данные об остатках имущества со слов материально — ответственного лица без фактической проверки материальных ценностей в натуре. Н е допускается оставлять в инвентаризационных описях незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваютсяться.

Составление любых черновых записей с последующей их перепиской не допускается, чтобы исключить возможность злоупотреблений

Исправления в инвентаризационных описях подписываются всеми участниками комиссии

Для того, чтобы исключить возможность замены или похищение отдельных страниц инвентаризационной описи или приписок, каждая страница описания нумеруется, а в конце страницы отображается итог цифрами и прописью количества натуральных единиц, записанных на странице (контрольное число). После окончания записи в инвентаризационной описи прописью указывается количество заполненных строк. Каждая страница инв ентаризацийного описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссииії.

На практике бывают случаи, когда материально ответственные лица не согласны с результатами проверки, мотивируя это неправильным ее проведением. В подобных заявлений рабочие инвентаризационной комиссии должны и относиться серьезно и оперативно их рассматривать. В таких случаях материально ответственное лицо дает письменное объяснение, в котором излагает свои претензии относительно проведения инвентаризации и конкретно. Зазн ачае наименование имущества, по которому, по ее мнению, неправильно установлены результаты инвентаризации и т.. Получив такое объяснение, рабочая инвентаризационная комиссия оперативно рассматривает его и определяет объект объективность приведенных аргументов. Обсуждение проходит в присутствии материально ответственного лица, специалистов, сведущих в соответствующих вопросах (учета, технологии, организации производства тощ о), и оформляется протоколом заседания комиссииісії.

. Решение о проведении повторной инвентаризации принимается комиссией исходя из обоснованности претензий материально ответственного лица о нарушениях порядка проведения инвентаризации. Решение комиссии утверждается руководителем предприятия

. Окончательные результаты инвентаризационной комиссии оформляются актом инвентаризации. Но для определения окончательных результатов инвентаризации необходимо учесть возможность пересортицы товарно-материал ных ценностей и их списание в пределах фактических потерь естественной убылиу.

. Все документы, складывающиеся в процессе инвентаризации, — инвентаризационная опись, сравнительная ведомость, акт инвентаризации — имеют комплексный характер и поэтому должны быть подписаны председателем ин нтаризацийнои комиссии, ее членами и материально ответственным особо.

. Пример:

После заседания инвентаризационной комиссии по результатам ее проведения состоит протокол который утверждается руководителем предприятия. В протоколе указываются причины недостач и излишков, виновные лица, вносятся предложения по улучшению учета материалов, устранению недостатков по их сохранен нню тощо.

. Недостаток материальных ценностей, образовавшаяся в результате их присвоения материально ответственным лицом, не уменьшается на величину естественной убыли и подлежит взысканию с работника в полной сумме

Избыточные материальные ценности, в том числе и суммовые разницы при зачете недостач излишками, образованные в результате пересортицы, подлежат оприходованию, т.е. восстановлению на учете материально соответствующих дальней лица. При этом в каждом случае образования излишков ценностей инвентаризационная комиссия обязательно должна определить причины их образования и причастных к этому осиб.

При установлении недостач растрат и потерь имущества, которые произошли вследствие злоупотреблений материально ответственных лиц, администрация предприятия должна передать материалы инвентаризации в следственные органы, а на сумму выявленных. Неста эко и потерь совершить против материально ответственных лиц гражданский. Позо.

Важным в работе инвентаризационной комиссии является правильное определение размера ущерба, причиненного недостатками имущества соответствии с. Постановлением. Кабинета. Министров Украины от 22011996 г № 116 «Об утверждении. Порядка определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей»оценка нанесенного ущерба осуществляется в следующем порядкеакому порядку:

Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется по балансовой стоимости этих ценностей за вычетом амортизационных отчислений, но не ниже 50 процентов ткив балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индексов инфляции, которые ежемесячно определяет. Минстат, соответствующего размера налога на добавленную стоимость и размера акцизного с бора по соответствующей формуле.

Стоимость узлов, деталей, полуфабрикатов и другой продукции, которую изготовляют предприятия для внутренних производственных нужд, а также стоимость продукции, производство которой не закончено, определяется вы иходячы по себестоимости производства продукции с начислением средней по предприятию нормы прибыли на эту продукцию с применением коэффициента.

В правоприменительной практике деятельности органов по борьбе с экономической преступностью материалы инвентаризации является важным способом сбора доказательств и имеют доказательную силу при выявлении ряда обстоятельств в проце. ЭСИ расследования хищений материальных ценностей и денежных средств предприятий любых форм собственности. Поэтому, для оперативных работников правоохранительных органов, которые выполняют задачи по выявлению и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономики, а также для следователя важным является правильная оценка результатов инвентаризации, порядка и объективности ее проведения, анализ документов, которые отра бражають результаты инвентаризации, а также документов, собранных в процессе всемерного укрепления данных о недостаче и излишки материальных ценностей, причин их образования, причастность к этому мате риальный ответственного лици.

. После рассмотрения этого вопроса оперативный работник следователь проверяет материалы инвентаризации по сути и по содержанию. Важным средством такой проверки является сопоставление результатов инвентаризации дру ими документами, материалами, собранными в процессе документирования недостач или излишков имущества, в частности со сведениями, содержащимися в черновых записях и могут свидетельствовать о признаке совершение корыстных зло применяемыхь.

Работники. ОВД, ведущих борьбу с преступлениями в сфере экономики, должны помнить, что при выявлении и расследовании хищений имущества важно установить не только факт недостачи или излишков имущества, а но и задокументировать сбыт этого имущества и определить роль в совершении преступления конкретного материально ответственного лиц.

. Инвентаризация как метод бухгалтерского учета является важным средством контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей. В уголовном процессе инвентаризация применяется как один из способов доказательства зев по делам о корыстных правонарушения в экономикеі.

Если проведение инвентаризации организовано правильно, то материально ответственные лица не смогут скрыть излишки и недостачи. Маскировка излишков и недостач возможно тогда, когда инвентаризация пер водится с нарушениями установленных правил.

При наличии других прямых или косвенных доказательств злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц работники правоохранительных органов могут попытаться восстановить истинное положение дела. Для этого необ бхидно иметь представление о том, каким образом могут маскироваться недостачи и излишки на складі.

. Наиболее распространенные способы сокрытия недостач:

o внесении в инвентаризационную опись товаров, которые не существуют;

o дописки количества товаров в инвентаризационной описи;

o составление бестоварных расходных накладных;

o несвоевременное оприходование товаров

Подделки первого и второго вида можно установить путем взятия письменных объяснений лиц, принимавших участие в проведении инвентаризации, и контрольного сопоставления остатков

Дальнейшие дописки товаров могут быть установлены во время встречной проверки разных экземпляров инвентаризационной описи. Например, в одном экземпляре обозначен товар в количестве — 5000 единиц, а в д втором — 500 единиц. Такая разница может возникнуть только при добавлением позади одного нуля (0). Приписки такого характера легко обнаруживаются при выводе контрольных чисел по страницам описания и при пение отношении их с контрольными числами, выведенными в инвентаризационной описи комиссияією.

Применение третьего способа сокрытия недостатка возможно только при участии материально ответственного лица других предприятий, которые подписываются в бестоварных расходных накладных, выписанных на величин на недостачи товаров. По окончании инвентаризации ними выписывается встречная бестоварная накладная на возврат материальных ценностей, или они получают товарно-материальные ценности без накладныхх.

Четвертый способ сокрытия недостачи связан с неправильным оформлением товаров, поступивших. Смысл его выражается в том, что первичные документы на полученные перед проведением инвентаризации ценностей те, не обрабатываются и не передаются в бухгалтерию. По окончании инвентаризации товары согласно таких документов официально приходуютсяся.

Последние два способа легко обнаруживаются методом проверки фактического наличия ценностей, зафиксированных в материалах инвентаризации. Для этого необходимо установить, какие первичные документы по оприходованию ю ценностей поступили в бухгалтерию по окончании инвентаризации и какие товары оприходованы по этим документам. По таким товарам необходимо, если они включены в инвентаризационную опись, провести повт пахотную частичную инвентаризацииію.

Способы сокрытия излишков зеркально отражают способы сокрытия недостач, поэтому при их установке применяются те же методы

. Наиболее распространенные способы сокрытия излишков:

o не внесения в инвентаризационную опись, согласно договоренности с членами инвентаризационной комиссии, товарно-материальных ценностей, имеющихся в наличии;

o внесения в описание исправлений в виде дополнительных штрихов, ком, например, исправление количества с 228 на 22,8 т.;

o составление бестоварных приходных накладных на величину установленного избытка товаров;

o оприходования ценностей, которые еще не поступили