Тарифная ставка

Основы тарифной системы оплаты труда;

В соответствии с ТК основные понятия и определения звучат так:

Оплата труда– система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными . договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Минимальная заработная плата (МРОТ) – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Основные государственные гарантии по оплате труда работников.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда включаются:

· Величина МРОТ в РФ;

· Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников бюджетной сферы;

· Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

· Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

· Сроки и очередность выплаты заработной платы.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Существует два методаправовой организации оплаты труда: централизованный, т.е. государственный и децентрализованный – договорной.

Централизовано устанавливается МРОТ, производится районное регулирование заработной платы через районные коэффициенты и северные надбавки.

Локально, а именно работодателем устанавливается система оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (с учетом мнения проф. органа).

Основу организации оплаты труда составляют: нормирование; тарифная и штатно-окладная системы.

Норма времени — затраты времени на единицу продукции или работы, производимые одним рабочим или группой рабочих.

Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система ОТ включает: тарифные ставки (оклады); тарифную сетку; тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка определяет через тарифные коэффициенты соотношение оплаты труда (по тарифу) каждого разряда к первому разряду. Коэффициентом 1-го разряда служит единица, а далее коэффициенты на десятые доли увеличиваются и коэффициент 6-го разряда 1,8.

На большинстве предприятий тарифные сетки 6 разрядные, но есть 8 разрядные. В бюджетной сфере единая 18 разрядная сетка, устанавливается Правительством.

Тариф, тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Тарифные ставки, руб./час. (примерные).

Группа рабочих Разряды
Основные Вспомогательные 20,40 18,32 23,52 20,80 27,60 224,08 30,38 26,3 33,60 28,88 37,36 31,88

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом ЕТКС работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих.

Существуют отраслевые ТКС.

Тарифные ставки учитывают лишь квалификацию работников. Другие основания оплаты труда, а именно оплата за неблагоприятные условия труда, его напряженность, сменность, районные особенности производятся путем надбавок и доплат.

Цель надбавок – стимулировать работу в определенных районах, в определенных профессиях, поощрять мастерство работника (надбавки за работу в районах крайнего севера, надбавки за классность водителей и т.д.).

Цель доплат – компенсировать повышенную интенсивность труда (за совмещение профессий), или труд в неблагоприятных условиях (за сменную работу).

Все надбавки и доплаты устанавливаются в % к тарифу, окладу.

При выполнении работ по совмещению профессий, работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные кол. договором, трудовым договором. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законом и иных нормативных и правовых актов.

Таким образом, заработную плату каждого работника и ФОТ подразделения, предприятия формируют тариф, доплаты, надбавки.

Кроме того, вклад работника в производство поощряется премией. Основания для премирования утверждаются Положением о премировании. Наиболее применимыми показателями для премирования являются:

· Выполнение и перевыполнение планового задания, норм выработки;

· Экономия важнейшего материального ресурса;

· Выполнение требований по качеству продукции.

Премия выплачивается из фонда заработной платы (ФОТ) и может из фондов стимулирования.

| следующая лекция ==>
Производительность труда и показатели ее измерения | Формы и системы оплаты труда.

Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 132;

>Тарифная сетка

Что такое тарифная сетка

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что ТС широко используется для дифференциации ставок и окладов работников организаций. Дифференциация заработной платы на основе единой 17-разрядной ТС осуществлялась в СССР в годы новой экономической политики (НЭП) с 1921 г. до середины 30-х годов. Примечательно, что в 17-разрядной ТС натуральный пай дифференцировался незначительно (в 1,8 раза), а денежный – до 20 раз. Общий же диапазон ТС при суммировании натурального и денежного паев составлял 7,87 раза (354 : 45).

Скачать документы из статьи:

Положение об оплате труда.DOC

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

ТС по распределению натуральных и денежных паев в России (СССР) в годы НЭПа

Разряд

Количество паёв

денежных

натуральных

Обратите внимание!

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и коэффициентов.

Тарифная сетка (ТС) – совокупность разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ).

Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз ставка данного разряда больше ставки 1-го разряда.

Диапазон ТС определяется соотношением коэффициентов крайних разрядов.

Преимущество ТС заключается в том, что она позволяет обеспечить и наглядность, и обоснованность при установлении уровня и соотношений ставок и окладов по всем профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности труда, его интенсивности и ответственности, а также изменяющегося спроса и предложения на рынке труда.

Использование ТС облегчает внесение изменений в тарифную систему при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при согласовании с ним.

Единая тарифная сетка в примерах

В постсоветский период ЕТС получила распространение на многих предприятиях рыночного сектора после того, как она была введена в бюджетной сфере постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой ТС».

В настоящее время организации внебюджетной сферы используют самые различные подходы к построению своих ТС. Некоторые организации применяют ТС с небольшим диапазоном.

Например, в одном из акционерных обществ по производству инструмента установлен диапазон 18-разрядной ТС в размере 1 : 5,8.

В другой крупной компании диапазон ТС для всех категорий персонала составляет 1 : 5,3. Но есть и примеры построения ТС с диапазоном 15–20 и более раз.

Ниже приведен пример ТС одного из крупных акционерных обществ.

Тарифная сетка АО

Разряды

Тарифные коэффициенты

1,0

1,20

1,44

1,68

1,94

2,23

2,52

2,77

3,05

Разряды

Тарифные коэффициенты

3,35

3,69

4,05

4,46

4,91

5,40

5,94

6,53

7,20

Коэффициенты в тарифной сетке

Для оплаты труда работников организаций бюджетной сферы с 1 декабря 2001 г. до 1 мая 2006 г. применялась 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1 : 4,5.

При построении единой сетки в бюджетной сфере был использован регрессивный подход, при котором рост коэффициентов с 1-го по 6-й разряды составил 11 %, с 7-го по 11-й – 10 % и с 12-го по 18-й – 8 %.

Коэффициенты ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды

Тарифные коэффициенты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22

Разряды

Тарифные коэффициенты

2,22

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,90

4,20

4,50

Институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России рекомендует пять вариантов 17-разрядной ТС с диапазонами 1 : 3,42; 1 : 5,11; 1 : 5,35; 1 : 6,24; 1 : 6,45. При этом рост коэффициентов предусмотрен в одной ТС на 8 %, в другой – на 11 %, в остальных применяется регрессивная шкала.

Тарифная сетка: варианты организаций

ТС по оплате труда работников организаций (варианты)

Варианты нарастания коэффициентов по блокам разрядов

Разряды оплаты и соответствующие им коэффициенты

1-17 разряды — 8%

1,0

1,08

1,17

1,26

1,36

1,47

1,59

1,72

1-17 разряды — 11%

1,0

1,11

1,23

1,37

1,52

1,69

1,88

2,09

1-12 разряды — 12%

13-17 — 8%

1,0

1,12

1,25

1,40

1,57

1,76

1,97

2,21

1-12 разряды — 14%

13-17 разряды — 8%

1,0

1,14

1,30

1,48

1,69

1,93

2,20

2,51

1-3 разряды — 15%

4-17 — 12%

1,0

1,15

1,32

1,48

1,66

1,86

2,08

2,33

Варианты нарастания тарифных коэффициентов по блокам разрядов

Разряды оплаты и соответствующие им коэффициенты

1-17 разряды — 8%

1,86

2,00

2,16

2,33

2,52

2,72

2,94

3,17

3,42

1-17 разряды — 11%

2,32

2,58

2,86

3,17

3,52

3,91

4,34

4,82

5,35

1-12 разряды — 12%

13-17 — 8%

2,48

2,78

3,11

3,48

3,76

4,06

4,38

4,73

5,11

1-12 разряды — 14%

13-17 разряды — 8%

2,86

3,26

3,72

4,24

4,58

4,95

5,35

5,78

6,24

1-3 разряды — 15%

4-17 разряды — 12%

2,61

2,92

3,27

3,66

4,10

4,59

5,14

5,76

6,45

По-иному решили вопрос дифференциации ставок работникам, имеющим один и тот же разряд, в одной из крупных акционерных компаний, использовавшей 21-разрядную единую ТС в 2006 г.. В пределах вилки по каждому из разрядов устанавливается ставка (оклад) в зависимости от квалификации, напряженности труда и других факторов. Кроме того, ставки (оклады) дифференцируются на три категории (I-III) с учетом значимости того или иного производства.

Тарифная сетка акционерного общества

Единая ТС акционерного общества

Разряд

Категории структурных подразделений

Тарифные коэффициенты

мин.

базов.

макс.

мин.

базов.

макс.

мин.

базов.

макс.

1,10

1,14

1,20

1,03

1,07

1,11

1,0

1,03

1,06

1,14

1,20

1,25

1,07

1,11

1,17

1,03

1,06

1,09

1,20

1,25

1,30

1,11

1,17

1,21

1,06

1,09

1,14

1,25

1,30

1,36

1,17

1,21

1,27

1,09

1,14

1,19

1,30

1,36

1,43

1,21

1,27

1,33

1,14

1,19

1,24

1,36

1,43

1,49

1,27

1,33

1,39

1,19

1,24

1,30

1,43

1,49

1,56

1,33

1,39

1,46

1,24

1,30

1,36

1,49

1,56

1,65

1,39

1,46

1,53

1,30

1,36

1,42

1,56

1,65

1,73

1,46

1,53

1,60

1,36

1,42

1,49

1,65

1,73

1,82

1,53

1,60

1,69

1,42

1,49

1,56

1,73

1,82

1,92

1,60

1,69

1,78

1,49

1,56

1,65

1,82

1,92

2,02

1,69

1,78

1,88

1,56

1,65

1,73

1,92

2,02

2,14

1,78

1,88

1,98

2,02

2,13

2,24

1,88

1,98

2,08

2,13

2,24

2,38

1,98

2,08

2,19

2,24

2,38

2,50

2,08

2,19

2,32

2,38

2,50

2,65

2,19

2,32

2,45

2,65

2,80

2,97

2,45

2,58

2,74

2,97

3,13

3,31

2,74

2,88

3,06

3,31

3,52

3,73

3,06

3,23

3,43

3,73

3,93

4,18

3,43

3,61

3,84

3,84

4,06

4,32

4,32

4,56

4,85

4,85

5,14

5,47

5,47

5,80

6,18

6,18

6,55

6,98

6,98

7,41

7,90

7,90

8,39

8,95

8,95

9,51

10,1

Отраслевая тарифная сетка

Заслуживает внимания отраслевая единая ТС по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог. Ее отличительной особенностью является установление различных коэффициентов по одним и тем же разрядам работникам, занимающим различные должности, а применительно к специалистам и руководителям коэффициенты дополнительно дифференцируются с учетом структурных подразделений.

Отраслевая единая ТС по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог

Разряды

Рабочие

1,0

1,35

1,60

1,82

2,00

2,14

2,35

2,55

2,80

3,08

Рабочие, связанные с движением поездов, ремонтом подвижного состава и технических средств

1,2

1,62

1,92

2,18

2,40

2,56

2,82

3,07

3,36

3,68

Служащие

1,62

1,92

2,18

2,45

2,95

3,20

Специалисты:

— предприятий, обособленных структурных подразделений;

— отделений ж/дорог;

— управлений ж/дорог

2,00

2,27

2,55

2,76

3,07

3,33

3,50

3,82

4,30

4,30

4,87

5,41

2,38

2,68

2,89

3,22

3,49

3,68

4,01

4,52

5,11

5,68

6,30

2,50

2,81

3,04

3,38

3,67

3,86

4,21

4,75

5,37

5,96

6,62

Руководители:

— предприятий, обособленных структурных подразделений;

— отделений ж/дорог;

— управлений ж/дорог

3,22

3,57

3,85

4,06

4,42

4,99

5,64

6,26

6,95

7,71

8,17

3,75

4,04

4,26

4,64

5,24

5,92

6,57

7,30

8,10

8,58

9,09

9,59

3,93

4,24

4,47

4,87

5,50

6,22

6,90

7,66

8,50

9,01

9,55

10,07

В частности, по одному и тому же 8-му разряду установлены следующие коэффициенты: рабочим – 2,55; рабочим, связанным с движением поездов и ремонтом подвижного состава, – 3,07; служащим – 3,20; специалистам обособленных структурных подразделений – 3,33; специалистам отделений железных дорог – 3,49; специалистам управлений железных дорог – 3,67; руководителям обособленных структурных подразделений – 3,85; руководителям отделений железных дорог – 4,04; руководителям управлений железных дорог – 4,24.

Тарифные сетки рабочих и руководителей

Многие организации сохранили традиционные ТС рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, в необходимых случаях их модернизировали с учетом фактических различий в сложности труда и меняющейся экономической ситуации.

Например, в управлении механизации одного из акционерных обществ для рабочих в коллективном договоре была установлена 6-разрядная сетка с увеличением темпов роста относительных коэффициентов и диапазоном 1 : 1,78.

ТС рабочих управления механизации АО

Элементы тарифной сетки

Тарифные разряды

Тарифные коэффициенты

1,0

1,08

1,18

1,33

1,53

1,78

Абсолютное возрастание

0,08

0,10

0,15

0,20

0,25

Относительное возрастание (%)

8,0

9,2

12,7

15,0

16,3

Крупная металлургическая компания для дифференциации ставок рабочих использует 8-разрядную ТС с диапазоном 1 : 3,09. Данная сетка отличается тем, что в ней предусмотрена вилка ставок по каждому разряду: по 1-му – 5 %, по 2–8-му – от 6 до 9 %.

Восьмиразрядная ТС

Квалификационные разряды

Диапазон тарифных коэффициентов

1,00-1,05

1,13-1,22

1,29-1,37

1,46-1,84

1,69-1,84

2,00-2,18

2,38-2,59

2,83-3,09

Тарифная сетка рабочих: схема должностных окладов

Когда в организациях устанавливается ТС рабочих, то для руководителей, специалистов и служащих чаще всего на практике применяется схема должностных окладов. В дореформенное время схемами должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предусматривались для каждой из групп должностей минимальные и максимальные оклады.

В пределах этой вилки устанавливался конкретный оклад каждому служащему с учетом квалификации, навыков работы, деловых качеств. В настоящее время в одних организациях сохранили вилки окладов для руководителей, специалистов и служащих, в других устанавливают фиксированные оклады.

При дифференциации должностных окладов уровень квалификации, например, специалистов может оцениваться следующими квалификационными категориями:

  • специалист (начальная ступень квалификации);
  • специалист 3-й категории;
  • специалист 2-й категории;
  • специалист 1-й категории;
  • ведущий специалист.

Начальная ступень квалификации устанавливается специалисту, выполняющему работу минимального уровня сложности. Как правило, это молодые специалисты с высшим образованием, не имеющие опыта работы, или работники со средним специальным образованием, опыт работы которых позволяет им в полном объеме выполнять обязанности по данной должности.

Работникам, выполняющим работы средней сложности и имеющим определенный стаж, устанавливается третья или вторая категория. При выполнении работ преимущественно максимальной степени сложности и стаже работы более 5 лет специалистам присваивается 1-я квалификационная категория.

Ведущие специалисты и руководители в тарифной сетке

Квалификационная категория «ведущий специалист» устанавливается тем работникам, которые выполняют функции руководителя и ответственного исполнителя работ по какому-нибудь направлению деятельности предприятия или структурного подразделения, а также обязанности по координации и технологическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях.

В одной из крупных компаний для руководителей, специалистов и служащих установлена схема должностных окладов. В качестве примера рассмотрим схему должностных окладов руководителей и специалистов одного из цехов. В пределах установленной вилки повышение окладов руководителям и специалистам осуществляется по результатам аттестации.

Схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих цеха АО

Наименование должности

Минимальный оклад

Максимальный оклад

Начальник цеха

40 000

60 000

Зам. начальника цеха

24 000

30 000

Механик цеха

19 000

23 000

Начальник участка, смены, старший мастер

16 000

18 000

Мастер

11 500

12 500

Начальник бюро

11 500

12 500

Ведущий специалист

10 000

10 500

Специалист 1-й категории

9 000

9 500

Специалист 2-й категории

7 500

8 500

Специалист 3-й категории

6 500

7 000

Специалист без категории

5 000

6 000

Тарифная сетка вместо схемы должностных окладов

В некоторых организациях, если не применяется единая ТС, вместо схем должностных окладов используются ТС.

Например, в одном из российских акционерных обществ система дифференциации ставок и окладов предусматривает 7-разрядную ТС для рабочих и 15-разрядную для руководителей, специалистов и служащих (табл. 11). Существенным ее отличием является установление диапазона коэффициентов по разрядам для всех категорий персонала.

Тарифная сетка по оплате труда рабочих АО

Категории работников

Разряды и коэффициенты

Рабочие, занятые на эксплуатации оборудования

Минимум

1,0

1,13

1,23

1,39

1,60

1,86

1,96

Максимум

1,13

1,23

1,39

1,60

1,86

1,96

2,12

Рабочие, занятые на ремонте оборудования, зданий и сообружений

Минимум

1,0

1,1

1,22

1,36

1,55

1,82

2,02

Максимум

1,1

1,22

1,36

1,55

1,82

2,02

2,18

ТС по оплате труда руководителей, специалистов и служащих АО

Тарифные коэффициенты

Разряды

Минимум

1,0

1,11

1,23

1,37

1,52

1,69

1,88

2,09

Максимум

1,11

1,23

1,37

1,52

1,69

1,88

2,09

2,32

Тарифные коэффициенты

Разряды

Минимум

2,32

2,58

2,86

3,17

3,52

3,91

4,34

Максимум

2,58

2,86

3,17

3,52

3,91

4,34

4,75

Отраслевая тарифная сетка для автопредприятий

В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005–2007 годы организациям рекомендована Отраслевая единая сетка с диапазоном 1 : 10,1.

Отраслевая ЕТС по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Разряды

Тарифные коэффициенты

1,0

1,3

1,7

1,9

2,2

2,5

2,8

3,1

3,5

Разряды

Тарифные коэффициенты

4,0

4,5

5,1

5,8

6,53

7,4

8,2

9,1

10,1

Федерация профсоюзов Свердловской области в своем бюллетене приводит единую ТС АО «Уралэлектромедь» с диапазоном 1 : 5,94 и с ростом коэффициентов на 11 %.

Таблица 13

Модель единой ТС АО «Уралэлектромедь»

Разряды

Тарифные коэффициенты

1,0

1,11

1,23

1,37

1,52

1,69

1,88

2,09

2,32

Разряды

Тарифные коэффициенты

2,58

2,86

3,17

3,52

3,91

4,34

4,82

5,35

5,94

Гибкое регулирование ставок в тарифной сетке

В последнее время некоторые организации сокращают количество разрядов в своих ТС, ограничивая их число девятью-десятью и называя их уровнями или грейдами, но при этом резко увеличивают вилки окладов по каждой категории персонала. Между минимальным и максимальным окладами по каждому уровню структуры должностей рабочих, руководителей, специалистов и служащих разрыв в некоторых компаниях составляет три и более раз.

Такая система значительно увеличивает возможности регулирования в пределах одного квалификационного уровня (грейда) размера оклада – как в сторону повышения, так и в сторону снижения – с учетом изменения сложности выполняемой работы, повышения работником своей квалификации, результатов труда и др.

Благодаря этому создаются более высокие возможности для стимулирования работников. Однако такие возможности могут быть реализованы только при условии установления для всех работников четких и понятных критериев и объективности оценки.

Есть и другая причина, побуждающая организации разрабатывать более гибкие системы регулирования заработной платы. Суть ее заключается в том, что в условиях глобализации экономики, динамично меняющейся рыночной конъюнктуры обеспечивают и поддерживают конкурентоспособность только те организации, которые могут адекватно реагировать на внешние вызовы, на изменяющийся спрос потребителей, а в этих условиях меняются и возлагаемые на работников должностные обязанности.

С изменением выполняемых персоналом функций и с изменением рыночной цены труда возникает необходимость в периодической корректировке тарифной системы. Если возрастает количество выполняемых работником функций или повышается сложность выполняемой работы, то ему следует устанавливать более высокий разряд, пересматривать схему должностных окладов, особенно если они являются фиксированными.

Тарифная сетка: фиксирование ставок и окладов

Тарифные ставки и оклады фиксируются в организации штатным расписанием, которое составляется по структурным подразделениям. В штатном расписании по профессиям и должностям устанавливаются ставки и оклады, надбавки к ним, определяется фонд заработной платы структурных подразделений.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 утверждена унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание». В нем также приведены указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, в которых применительно к штатному расписанию (форме № Т-3) говорится следующее: «Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением).

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц…

В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по ставке (окладу), ТС, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6–8 «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При невозможности заполнения организацией граф 5–9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством РФ иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.).

Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом».

Тарифная сетка в штатном расписании

Как видим, в постановлении Госкомстата России предусмотрен гибкий подход к использованию формы № Т-3, который предусматривает введение по инициативе организации дополнительных граф, отражающих применяемую систему оплаты труда. На практике на некоторых предприятиях в штатном расписании предусмотрены не оклады, а вилки окладов и утвержденный оклад, или дополнительно предусматривают проценты премий и др.

Например, в одной из крупных организаций в штатном расписании предусмотрены отдельно по категориям персонала: разряд, оклад, выпуск ЕТКС с указанием параграфа, продолжительность рабочей недели, категория работающих, доплаты в процентах, процент и вид премии, отнесение к льготному пенсионному списку, дополнительный отпуск в днях, уровень механизации, численность в смену и в сутки, подменный штат по данному рабочему месту.

В другой крупной компании в штатном расписании предусмотрены не только ставки, доплаты и надбавки, но и затраты работодателя на содержание работников по той или иной должности, включая единый социальный налог.

Вопрос 48. Тарифные ставки

  1. Сущность тарифных ставок

  2. Виды тарифных ставок

  3. Факторы, влияющие на размер тарифных ставок

1. Тарифная ставка — это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной квалификации за единицу времени.

Тарифные ставки устанавливаются на предприятиях в зависимости.

• от сложности, интенсивности; условий труда и его значимости в виде фиксированных величин. Размер заработной платы работников определяет именно та­рифная ставка (у рабочих-повременщиков — при определении размера оплаты за отработанное время; у рабочих-сдельщиков — при определении сдельных расценок).

Тарифная ставка первого разряда является исходной величиной формирования тарифной оплаты труда и представляет собой уровень минимальной оплаты наиболее простого труда. Она не может быть ниже МРОТ, установленного законодательно. Тарифные ставки второго и последующих разрядов рассчитыва­ются путем умножения тарифной ставки I разряда на соответ­ствующий тарифный коэффициент-

2. Различают три вида тарифных ставок в зависимости от единицы времени:

часовые тарифные ставки — используются на работах, по кото­рым установлены нормы времени;

• дневные тарифные ставки — применяются на работах, норми­рование которых проводится по нормам выработки;

месячные тарифные ставки или оклады — применяются для ра­бочих-повременщиков, обслуживающих основное производство. Особое значение в организации заработной платы имеют часо­вые тарифные. ставки, так как в соответствии с ТК РФ уста­новление некоторых доплат к основной заработной плате про­изводится на их основе (доплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время и др.).

3. Факторы, влияющие на размер тарифных ставок: \ • финансовое состояние предприятия;

• эффективность коллективно-договорного регулирования опла­ты труда на федеральном, областном, отраслевом, местном уровнях;

• условия труда, отражающие влияние совокупности факторов производственной среды на работоспособность человека. По­вышенная оплата труда в тяжелых, вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях устанавливается путем увеличения та­рифных ставок и через введение доплат к тарифной заработ­ной плате;

• интенсивность труда. На многих предприятиях практикуется установление дифференциации в заработной плате в зависимо­сти от формы оплаты труда (тарифные ставки рабочих-сдельщиков выше ставок рабочих-повременщиков).

Вопрос 49. Тарифные сетки

  1. Понятие тарифной сетки

  2. Параметры тарифных сеток

  3. Виды и принципы построения тарифных сеток

1. Тарифная сетка — это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работ­ников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные сетки являются неотъемлемой частью организации заработной платы на предприятии.

Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тариф­ные ставки второго и последующих разрядов выше ставки пер­вого разряда, при этом тарифный коэффициент первого разря­да всегда равен единице.

Тарифные разряды характеризуют тот или иной уровень сложно­сти труда или квалификации работников. Первый разряд при­сваивается рабочим, имеющим низший уровень квалификации, выполняющим наиболее простые работы. Последним разрядом тарифицируются работники высшего уровня квалификации, вы­полняющие наиболее сложные работы.

2. Параметрами тарифных сеток являются:

  • количество тарифных разрядов;

  • тарифные коэффициенты;

  • диапазон тарифной сетки, т. е. соотношение тарифных коэф­фициентов первого и последнего разрядов сетки;

  • абсолютное возрастание тарифных коэффициентов — показы­вает разницу между тарифными коэффициентами смежных разрядов сетки;

  • относительное возрастание тарифных коэффициентов — отра­жает, на сколько процентов увеличивается заработная плата работника при переходе от разряда к разряду.

3. В действующей практике тарификации для большинства работ и профессий рабочих применяется шестиразрядный диапазон (легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др.). Рабочие, занятые в добыче нефти и газа, в прокатном и трубном производствах черной металлургии, на ремонте оборудования электростанций и сетей, тарифици­руются исходя из семи разрядов. Наименьший по удельному ве­су контингент рабочих занят в производствах, для которых ха­рактерна самая высокая сложность труда, соответствующая восьмому разряду (слесарно-сборочные, сварочные работы, производство изделий народных художественных промыслов, доменное и сталеплавильное производства и др.).

Пример шестиразрядной сетки представлен в табл. 5.

Таблица 5

Шестиразрядная тарифная сетка

Тарифные разряды

Тарифные коэффициенты

1,088

1,200

1,350

1,53

1,8

В зависимости от характера изменения тарифных коэффиииентов от разряда к разряду различают несколько видов тарифных сеток.

  • тарифные сетки с равномерным нарастанием тарифных коэф­фициентов;

  • тарифные сетки с возрастающей прогрессией тарифных коэф­фициентов;

  • тарифные сетки с убывающей прогрессией тарифных коэффици­ентов;

• тарифные сетки со смешанным характером их изменения (сочетание равномерности с прогрессией либо регрессией и т. п.).

Построение тарифных сеток на предприятиях должно осуществ­ляться исходя из следующих принципов:

  • тарифные сетки с увеличенным диапазоном и с возрастающей прогрессией тарифных коэффициентов, как правило, усиливают заинтересованность рабочих в повышении квалификации, вы­полнении сложных и ответственных работ — устанавливаются для высших разрядов;

  • характер построения сетки обусловлен профессионально-квали­фикационным балансом кадров предприятия. Например, при ус­тойчивом дефиците высококвалифицированных рабочих их материальное стимулирование обеспечивается усилением про­грессии тарифных коэффициентов высших разрядов тарифной сетки. Нехватка малоквалифицированных рабочих и их высо­кая текучесть могут в определенной мере сдерживаться посред

ством увеличения прогрессии тарифных коэффициентов на­чальных разрядов сетки;

• выбор параметров тарифной сетки во многом определяется финансовыми возможностями предприятия. Так, нарастающая прогрессия тарифных коэффициентов в тарифной сетке явля­ется более экономичной, чем равномерное их изменение.

Как установить должностные оклады, чтобы сэкономить средства и не нарушить закон

Из этой статьи вы узнаете: как должностные оклады работников будут влиять на фонд оплаты труда предприятия в 2017 году.

Что можно сделать на практике: воспользовавшись нашими рекомендациями, экономически обосновать установление должностных окладов работников.

Минимальный должностной оклад и минимальная заработная плата в 2017 году

Изменения в трудовое законодательство, которые вступили в силу в текущем году, вызывают много вопросов у финансовых работников предприятий. Прежде всего это обусловлено значительной законодательно установленной разницей между минимальным должностным окладом работника и минимальной заработной платой (далее – МЗП) (см. табл. 1).

Таблица 1. Размеры минимального должностного оклада и МЗП

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/26009-0

Показатель

Каким нормативно-правовым актом установлено

Размер

Примечание

Минимальный должностной оклад

Ст. 6 Закона от 24.03.95 г. № 108/98-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108)

1 600

Устанавливается на уровне не меньше прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособного лица по состоянию на 1 января календарного года

МЗП

Ст. 8 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801)

3 200

Законом № 1801 не предусмотрены изменения размера МЗП в течение 2017 года

Таким образом, больше всего вопросов по оплате труда будет возникать именно при выплате ее минимального размера. Как применять показатели МЗП и минимального должностного оклада в практической деятельности предприятия и как они влияют на фонд оплаты труда (далее – ФОТ), рассмотрим ниже на примерах.

Сдельная форма оплаты труда: есть ли в ней смысл?

Внесение изменений в Закон № 108 привело к изменениям в подходах к оплате труда за выполненную работу. Если раньше работник получал МЗП исходя из нормы выработки или нормы часов, то начиная с 1 января 2017 года бухгалтерам нужно обращать внимание исключительно на выполненную норму часов. Так, согласно ст. 31 Закона № 108 зарплата работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже МЗП. Поскольку первой в этой статье упоминается месячная норма, именно ее следует учитывать бухгалтерам в первую очередь.

В то же время, как видно из табл. 1, должностной оклад работника может быть меньше МЗП, но не ниже ПМ для трудоспособных лиц (1 600 грн.). В таком случае работодателю при условии полностью отработанной нормы часов необходимо осуществить доплату до уровня МЗП (абзац третий ст. 31 Закона № 108).

Пример 1
Работнику установлен должностной оклад в размере 1 600 грн. В январе он отработал 159 ч (норма для января 2017 года).

Зарплата, начисленная работнику за январь согласно окладу, будет составлять 1 600 грн. (т. е. полный должностной оклад), ведь он выполнил норму часов за месяц. Поскольку зарплата работника ниже МЗП (3 200 грн.), ему необходимо осуществить доплату до МЗП в сумме 1 600 грн. (3 200 грн. – 1 600 грн.).

Пример 2
Предприятие применяет сдельную форму оплаты труда. Работнику установлен должностной оклад (ставка) в размере 3 200 грн. при условии производства 100 единиц продукции (далее – ед.). За январь 2017 года работник изготовил 90 ед., отработав при этом 159 ч (норма для января 2017 года).

Исчислим январскую зарплату работника по окладу:

3 200 грн. : 100 ед. х 90 ед. = 2 880 грн.

Работник выполнил месячную часовую норму труда, следовательно, его зарплата не может быть меньше МЗП. Поэтому работнику нужно доплатить до МЗП 320 грн. (3 200 грн. – 2 880 грн.).

Таким образом, если работнику установлен должностной оклад на уровне МЗП или ниже, сдельная форма оплаты труда полностью или частично нивелируется.

Доплата до МЗП и более

Как видим из приведенных выше примеров, работодатель должен обеспечить работнику выплату МЗП за полностью отработанную норму часов. Размер доплаты до МЗП определяется как разница между начисленной зарплатой и МЗП. Если работник работает на условиях неполного рабочего дня (недели), ему должна быть начислена зарплата в размере не ниже МЗП, пропорционально отработанному времени (абзац пятый ст. 31 Закона № 108).

Пример 3
Работнику установлен должностной оклад в размере 1 600 грн. Согласно приказу по предприятию работник принят на неполный рабочий день (0,5 ставки). В январе он отработал 80 ч (половину месячной нормы). Кроме того, работник получает ежемесячную доплату за выполнение особо важной работы в размере 20 % должностного оклада.

На основании этих данных рассчитаем:

1) зарплату работника за январь согласно окладу:

1 600 грн. х 0,5 = 800 грн.;

2) доплату за выполнение особо важной работы:

1 600 грн. х 20 % = 320 грн.

Всего за январь начислено 1 120 грн. (800 грн. + 320 грн.).

В соответствии с абзацем пятым ст. 31 Закона № 108 работодатель должен выплатить такому работнику МЗП пропорционально отработанному времени, поэтому зарплата работника не может быть ниже половины МЗП:

3 200 грн. х 0,5 = 1 600 грн.

Исчислим сумму доплаты до МЗП:

1 600 грн. – 1 120 грн. = 480 грн.

В то же время ст. 31 Закона № 108 установлены доплаты, которые не учитываются при обеспечении минимальных размеров зарплаты, в частности:

  • доплата за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья;
  • доплата за работу в ночное и сверхурочное время;
  • доплата за разъездной характер работ;
  • премии к праздничным и юбилейным датам.

Пример 4
Работник работает сторожем. Ему установлена доплата за работу в ночное время – 35 % оклада за каждый час работы. В январе 2017 года он отработал 159 ч, в том числе ночные – 80 ч.

Определим расходы предприятия на зарплату работника при условии установления ему:

  • минимального должностного оклада – 1 600 грн. (вариант 1);
  • должностного оклада на уровне МЗП – 3 200 грн. (вариант 2).

Расчеты приведем в табл. 2.

Таблица 2

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/26009-1


п / п

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Примечание

Зарплата, начисленная по окладу

1 600,00

3 200,00

Поскольку работник отработал месячную часовую норму, начисленная зарплата будет соответствовать должностному окладу работника

Доплата до МЗП

1 600,00
(3 200,00 –
– 1 600,00)

В варианте 1 начисленная зарплата меньше МЗП, поэтому работнику следует доплатить до уровня МЗП. В то же время ночные часы не учитываются при обеспечении МЗП

Доплата за работу в ночное время

281,76
(1 600,00 : 159 x
х 80 x 35 %)

563,52
(3 200,00 : 159 х
х 80 х 35 %)

Для расчета доплаты за работу в ночное время нужно определить стоимость часов работы (путем деления должностного оклада на норму часов в месяце) и умножить ее на количество отработанных ночью часов и размер доплаты

Всего
(стр. 1 +
+ стр. 2 + стр. 3)

3 481,76

3 763,52

ЕСВ, начисленный по ставке 22 %

765,99

827,97

Всего расходов
(стр. 4 + стр. 5)

4 247,75

4 591,49

Как видно из табл. 2, расходы предприятия при установлении работнику должностного оклада на уровне МЗП (3 200 грн.) больше на 343,74 грн. (4 591,49 грн. – 4 247,75 грн.) в месяц, чем при установлении минимального должностного оклада (1 600 грн.). Таким образом, взвешенный подход к установлению должностных окладов для младшего обслуживающего персонала позволит предприятию оптимизировать расходы на оплату труда.

Должностной оклад и индексация зарплаты

Установление должностных окладов работникам имеет важное значение и для индексации зарплаты в 2017 году. В соответствии с проектом постановления КМУ от 13.07.16 г. № 4971 запланированный индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) в этом году будет составлять 8,1 %. Поскольку индексация зарплаты должна осуществляться при превышении порога инфляции (103 %), становится понятным, что работодателям придется или повышать зарплату работникам, или индексиро­вать ее.

Индексация зарплаты проводится согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). Предлагаем рассмотреть на условном примере, как будет влиять на общие расходы на оплату труда (включая начисление ЕСВ на ФОТ) установление должностных окладов для работников при превышении порога инфляции.

Пример 5
Работник работает дворником. Допустим, что в феврале 2017 года индекс инфляции составлял 103,2 %, а это является основанием для начисления индексации. Предприятие принимает решение повысить должностной оклад работнику на 100 грн., чтобы не индексировать зарплату.

Рассчитаем расходы предприятия на выплату работнику зарплаты в феврале и при условии установления ему с 01.01.17 г.:

  • должностного оклада – 1 610 грн. (вариант 1);
  • должностного оклада на уровне МЗП – 3 200 грн. (вариант 2).

Расчеты приведем в табл. 3.

Как видно из табл. 3, расходы на оплату труда в варианте 2 увеличились, в то же время повышение должностных окладов, которое позволяет избежать начисления индексации, произошло в обоих вариантах.

Таблица 3

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/26009-2


п / п

Показатель

Вариант 1

Вариант 2

Примечание

Расчет расходов до повышения зарплаты

Зарплата, начисленная по окладу до повышения

3 200
(1 610 + 1 590)

3 200

В варианте 1 осуществляется доплата в размере 1 590 грн. для обеспечения МЗП

Начислен ЕСВ по ставке 22 %

Всего расходов до повышения
(стр. 1 + стр. 2)

3 904

3 904

Расчет расходов после повышения зарплаты

Зарплата с учетом повышения должностного оклада на 100 грн.

3 200
(1 710 + 1 490)

3 300

В варианте 1 зарплата не изменилась, изменились только ее составляющие (увеличился должностной оклад и уменьшилась доплата до МЗП). Зато в варианте 2 ФОТ увеличился

Начислен ЕСВ по ставке 22 %

Всего расходов после повышения
(стр. 4 + стр. 5)

3 904

4 026

Выводы

Предприятиям законодательно предоставлена возможность устанавливать должностные оклады на уровне не ниже ПМ для трудоспособных лиц. В то же время работодатели должны проводить до-плату до МЗП, поэтому отдельные собственники принимают решение об установлении должност-ных окладов на уровне МЗП. Впрочем, такое решение может привести к увеличению ФОТ, а также лишит работодателя возможности последующего повышения должностных окладов без увеличе-ния ФОТ.