Транспортные расходы

Расчет транспортных расходов на остаток товаров

Транспортные расходы, не включенные в цену товара, у торговых организаций относятся к прямым расходам. Следовательно, их надо распределять на остаток товаров на складе по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Алгоритм расчета распределения приведенный в ст. 320 НК РФ. Однако воспользоваться таким расчетом достаточно проблематично, так как в новой редакции данной статьи законодатель прописал, что к прямым расходам помимо расходов на доставку относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде. Поэтому бухгалтеру придется распределять на остаток товаров не только транспортные расходы, но и стоимость уже реализованных в этом периоде товаров. То есть законодатель предлагает часть стоимости уже реализованных товаров учитывать в составе прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров. Но ведь стоимость покупных товаров, согласно п. 1 ст. 268 НК РФ, должна списываться в расходы при их реализации. Поэтому применение новой нормы экономически не обосновано.

Пусть и транспортные расходы и стоимость товара на начало месяца равны нулю. За месяц поступило товаров на сумму 40 руб., из них продано товаров на 30 руб. и остаток товаров на конец периода составил 10 руб. (т.е. было продана 75% поступившего товара, а 25% осталось на складе). Транспортные расходы за период составили 8 рублей. Рассчитаем конечные остатки товаров и издержек для целей налогового и бухгалтерского учетов.

А. Бухгалтерский учет

Руководствуясь пунктом 2.18 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения (утв. Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995г. №№ 1-550/32-2) получаем:

транспортные расходы на начало месяца и произведенные в отчетном месяце = 0 руб. + 8 руб. = 8 руб.

сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец периода = 30 руб. + 10 руб. = 40 руб.

средний процент транспортных расходов, найденный как отношением «1» к «2» = 8:40=0,2.

сумму издержек, относящуюся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, определяем умножением суммы остатка товаров на конец периода на средний процент =10 руб.*0,2 = 2 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете на конец месяца мы имеем 10 руб. на счете 41 «Товары» и 2 рубля на счете 44 «Расходы на продажу».

Б. Налоговый учет

Читаем статью 320 НК:

«1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце».

Заметьте, речь идет о прямых расходах. Прямые расходы по ст. 320 НК в торговле состоят из понесенных транспортных расходов и стоимости реализованных за период товаров. В нашем примере: 0 руб. на начало месяца + (8 руб. + 30 руб.) за месяц = 38 руб.

«2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца».

Как и в бухгалтерском учете получаем: 30 руб. + 10 руб. = 40 руб.

«3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п.1 настоящей статьи) к стоимости товаров (п.2 настоящей статьи)».

Получаем:38 руб. : 40 руб. = 0,95.

«4. Определяется сумма прямых расходов, относящихся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца».

Получаем: 10 руб. * 0,95 = 9,5 руб.

То есть остаток прямых расходов на конец месяца равен 9,5 руб. А поскольку прямые расходы включают и транспортные расходы, и стоимость самого товара, сравним «налоговые» 9,5 рублей с «бухгалтерскими» 12 рублями (10 руб. товары + 2 руб. издержки). Чувствуете разницу ?

Если в бухгалтерском учете мы получили логичный результат — 25% оставшегося на складе товара привели к тому, что и издержек осталось ровно 25% (т.е. 2 руб. от 8 руб.). А в налоговом?

Сумма товаров и издержек, образующих косвенные расходы, осталось меньше, чем товаров (9,5 руб. против 10 руб.) !!! И хотя для налогоплательщика такая арифметика выгодна (больше расходов за месяц принято для налогообложения), это едва ли оправдывает отсутствие логики в налоговом расчете.

Ошибка законодателей видится в том, что они включили в косвенные расходы торговли товары, реализованные за период. Если брать товары, поступившие, то налоговый порядок распределения будет полностью соответствовать бухгалтерскому. Пока же законодатели не поднатореют в арифметике, рекомендуем придерживаться существующих положений 320-й статьи НК. Разумеется, при этом бухгалтерский и налоговый учет значительно разойдутся.

В преддверии предстоящего вскоре заполнения декларации по налогу на прибыль за 2011г., стоит заняться анализом состояния регистров налогового учета в организации и, в случае необходимости, внести необходимые уточнения и дополнения.

Хорошо живется тому бухгалтеру, чей бухгалтерский учет максимально идентичен налоговому учету, оба этих учета автоматизированы и абсолютно верно и подробно обрабатываются программой автоматизации бухгалтерского и налогового учета. При этом ведется подробный учет расходов для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета, формируются все разницы в соответствии с ПБУ 18/02 и автоматически рассчитываются ОНА, ОНО, ПНА, ПНО и налог на прибыль в конечном итоге.

Таким людям можно только позавидовать. Они открывают отчет о прибылях и убытках, нажимают кнопку «заполнить» и, вуаля, вот он — готовый к предоставлению в налоговую инспекцию расчет по налогу на прибыль с приложениями и расшифровками. Жаль только, что подобным положением дел могут похвастаться далеко не все труженики бухгалтерского и налогового учета.

Но есть и хорошая новость! Наша статья призвана облегчить их скорбный и нелегкий труд, расставить точки над ё и оказать всяческое содействие в понимании и помощь в составлении налоговых регистров, на основании которых можно будет заполнить декларацию по налогу на прибыль.

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам «Продавец» и «Адрес» указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке «Покупатель» указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

— Д76.А К76.Б – оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

— Д76.В К76.А – Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

— Субсчета «Б» и «В» закрываются денежными расчетами.

Где субсчет «Б» – транспортная компания, «В» — Покупатель товаров, «А» – транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

— транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

— Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 – услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 – расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ). Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Итак:

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

-либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

-либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Аваков С.В.

Ведущий специалист

ООО «Листик и Партнеры»

27. Транспортные расходы на остаток товаров, их учет и расчет.

Для расчета величины транспортных расходов относящихся к товару который не продан (транспортные расходы на остаток товаров) используют формулу:

РТр ост к= Стов ост к 

РТр ост к — транспортные расходы на остаток товаров на конец отчетного месяца;

РТр н – транспортные расходы на остаток товаров на начало отчетного месяца, (дебетовое сальдо сч.44 на начало отчетного месяца);

Стов пр тек — себестоимость товаров, проданных за отчетный месяц;

С тов ост к — стоимость остатка товарных запасов на конец отечного месяца в учетных ценах.

При включении транспортных расходов в себестоимость следует обратить внимание на правила.

1. Транспортные расходы по товарам, которые организация получает по прямым связям с поставщиком, могут включаться в себестоимость товарных запасов: Д 41 Кр 60 (76).

2. Если доставка товара осуществляется поставщиком и включается в цену приобретения товара: Д 41 Кр 60 (76).

3. Доставке товаров собственным транспортом может учитываться на счете 23 «Вспомогатель-ные производства» Д 44 Кр 23, либо сраза затраты на содержание собственного транспорта списываются Д 44 Кр 02, 10, 70, 69.

4. Расходы на доставку топлива, инвентаря, оборудования не связанного с товаром, относятся на увеличение их стоимости. В учете это отражается записью: Д 10 Кр 60.

28. Учет тары в составе расходов на продажу.

Тара — это емкости, предназначенные для упаковки, транспортировки и хранения товаров. В зависимости от используемого материала различают тару жесткую (ящики, бутылки, бочки), полужесткую (корзины, картонные короба), мягкую (мешки, кули).

Бухгалтерский учет ведется по следующим видам тары:

— из древесины; — из картона и бумаги; — из металла; — из пластмассы; — из стекла; — из тканей и нетканых материалов.

Тара под товарами может совершать однократный и многократный оборот.

Тара однократного пользования (бумажная, картонная, полиэтиленовая) включается в себестоимость отгруженного товара и торговой организацией отдельно не оплачивается.

К многооборотной относится тара:

— деревянная (ящики, бочки, кадки); — картонная (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона); — металлическая и пластмассовая (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины); — из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна); — специальная (тара, специально изготовленная для затаривания определенных видов товара).

Если иное не предусмотрено договором поставки, многооборотная тара подлежит обязательному возврату поставщикам товара или сдаче тароремонтной организации. На возврат тары выписывают товарно-транспортную накладную формы 1-Т.

Тара, которая не выделена отдельной строкой в товарных документах и которая не подлежит оплате поставщику, может быть оприходована на основании акта (форма ТОРГ-5) по цене возможной реализации. Такую тару торговая организация может использовать для собственных нужд или продать сторонней организации. Продажа тары оформляется накладной по форме ТОРГ-12.

Бой, порчу и лом тары оформляют актом по форме ТОРГ-15. Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, также списывается на основании акта.

Движение тары в торговой организации отражается материально-ответственным лицом в товарном отчете формы ТОРГ-29 и отчете по таре формы ТОРГ-30.

Наличие и движение тары под товаром и тары порожней (кроме стеклянной посуды) учитывают на балансовом счете 41 субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя». На этом счете учитывают:

1) тару, стоимость которой выделена в расчетных документах отдельной строкой;

2) тару, не выделенную отдельной строкой в сопроводительных документах поставщика, но оприходованную по акту;

3) тару, изготовленную торговой организацией самостоятельно;

4) тару, поступившую в торговую организацию по залоговым ценам и подлежащую возврату.

Инвентарная тара, которая предназначена для производственных или хозяйственных нужд, учитывается на балансовых счетах 01 «Основные средства» или 10 «Материалы» субсчет 4 «Тара и тарные материалы».

Тарные материалы, предназначенные для ремонта и из­готовления тары для товаров, учитываются на балансовом сче­те 41-3 «Тара под товаром и порожняя».

Аналитический учет тары ведется в количественном и стоимостном выражении по складам, подразделениям и местам хранения, по материально-ответственным лицам, а внутри этих категорий — по видам и группам тары.

Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

При наличии в торговой организации большой номенклатуры тары, а также при высокой оборачиваемости тары разрешается вести учет тары по учетным ценам (договорным, планово-расчетным, по средней цене группы, по фактической себестоимости предыдущего периода).

Возвратная тара принимается к учету по учетным ценам (ценам, указанным поставщиком в сопроводительных документах).

Тара, на которую установлены залоговые цены, отражается в учете по этим ценам.

В бухг учете операции по движению тары отражают проводками:

Дебет 41-3 Кредит 60-1. Поступление тары под товаром от поставщика

Дебет 60-1 Кредит 41-3. Возврат многооборотной тары поставщику

Дебет 41-3 Кредит 60-1 Поступление тары по залоговым ценам

Дебет 51 Кредит 60-1 — возвращена залоговая стоимость тары

Дебет 44 «Расходы на тару» Кредит 60-1 — списаны расходы, предъявленные тарополучателем к возмещению.

Дебет 41-3 Кредит 91-1 «Внереализационные доходы» — оприходованы излишки тары, выявленные при инвентаризации.

Дебет 94 Кредит 41-3. — списана тара, пришедшая в негодность в рез-те недостачи, боя, лома.

Дебет 91-2 Кредит 41-3. — списана тара, в результате естественного износа.

Подавляющее большинство организаций в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности сталкиваются с транспортными расходами, связанными с теми или иными материальными ценностями.

Так, например, транспортные расходы могут возникнуть при возникновении сделок, связанных с куплей-продажей:

  • оборудования,
  • ОС,
  • сырья,
  • материалов,
  • товаров,
  • и т.п.

При этом, расходы на доставку могут быть связаны как с приобретением материальных ценностей, так и формировать расходы на продажу при реализации товаров покупателям.

Транспортные расходы организаций, занимающихся торговлей, могут составлять весьма значительные суммы, что, в свою очередь, влечет за собой повышенное внимание к этим расходам как руководителя организации, так и проверяющих органов.

В этой связи бухгалтеру следует уделить особое внимание как бухгалтерскому, так и налоговому учету транспортных расходов.

В статье будут рассмотрены:

  • требования действующего законодательства к порядку учета транспортных расходов для целей бухгалтерского учета,
  • порядок оформления первичных документов, подтверждающих такие расходы,
  • первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет транспортных расходов.

Методология бухгалтерского учета транспортных расходов

Для целей бухгалтерского учета расходы на транспортировку имущества включаются в стоимость такого имущества.

1. Транспортные расходы на доставку основных средств.

В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», суммы, уплачиваемые за доставку объекта ОС, учитываются в составе фактических затрат на приобретение/сооружение/изготовление ОС.

Это правило распространяется не только на ОС, созданные организацией или приобретенные по договору купли-продажи.

Так, в соответствии с п.25 и п.26 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, затраты по доставке объектов ОС:

  • приобретенные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами;
  • полученных безвозмездно (по договорам дарения и т.д.),

учитываются как затраты капитального характера относятся организациями — получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта.

Данные затраты отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.

При этом, в соответствии с п.31 Методических указаний по бухучету ОС, затраты по перемещению оборудования, не требующего монтажа:

  • транспортных передвижных средств,
  • свободно стоящих объектовОС,
  • строительных механизмов,
  • и др.,

внутри организации относятся на издержки производства (обращения).

По передвижным строительным машинам и механизмам, таким как:

  • экскаваторы,
  • канавокопатели,
  • подъемные краны,
  • камнедробилки,
  • бетономешалки,
  • и т.п.,

числящимся в составе ОС, затраты по доставке на стройку, по монтажу и демонтажу предусматриваются в составе расходов по эксплуатации указанных машин и механизмов и в их первоначальную стоимость не входят.

2. Транспортные расходы на доставку материально-производственных запасов.

В соответствии с положениями п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов, затраты по заготовке и доставке материально — производственных запасов (МПЗ)* до места их использования относятся к фактическим затратам на их приобретение, включаемым в себестоимость МПЗ, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету.

*Для целей ПБУ 5/01 в качестве МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п.:

  • при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Затраты на транспортировку увеличивают фактическую стоимость поступивших МПЗ вне зависимости от способа их поступления в организацию, в том числе:

  • внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал,
  • полученных по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия ОС и другого имущества,
  • полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.

При этом, в соответствии с п.13 ПБУ 5/01, организация, осуществляющая торговую деятельность, может* затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

* При использовании данной возможности, необходимо закрепить данный вариант учета в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации.

Для корректного учета расходов на доставку МПЗ, необходимо иметь четкое представление, что именно относится к транспортным расходам.

Законодательство по бухгалтерскому учету МПЗ не оперирует отдельным определением транспортных расходов. Поэтому далее речь пойдет о транспортно-заготовительных расходах организаций.

В соответствии с п.70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно — заготовительных расходов входят:

1. Расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

2. Расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации.В состав этих расходов включаются расходы на оплату труда:

2.1. Работников организации, непосредственно занятых:

  • заготовкой,
  • приемкой,
  • хранением и отпуском

приобретаемых материалов,

2.2. Работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов.

2.3. Работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

При этом, если вышеперечисленные работники организации, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно — складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов.

Порядок применения конкретного метода учета и распределения транспортных расходов разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований действующего законодательства и закрепляется в положении по бухгалтерскому учету компании.

3. Расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды).

4. Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям.

5. Плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях.

6. Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету.

7. Расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.

8. Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.

9. Другие расходы подобного характера.

Для выбора оптимального метода учета расходов на доставку МПЗ, необходимо изучить все возможные варианты, предусмотренные Методическими указаниями по бухучету МПЗ.

Итак, в соответствии с п.83 Методических указаний по бухучету МПЗ,транспортно — заготовительные расходы (ТЗР) организации могут учитываться в бухгалтерском учете следующими способами:

1. Способом отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика.

2. Способом отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы».

3. Способом непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально — производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

При этом, бухгалтеру необходимо определиться, пропорционально какой величине будут распределяться суммы транспортных расходов.

На наш взгляд, логичнее выполнять распределение исходя из стоимости МПЗ, так как при распределении пропорционально количеству материалов, бухгалтерия столкнется с разными единицами измерения количества.

В соответствии с п. 84Методических указаний по бухучету МПЗ,ТЗР учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов.

В случае, если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например: по расходам, связанным с содержанием заготовительно — складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету «Материалы»или в целом по счету «Заготовление и приобретение материалов».

При выборе такого обобщенного метода учета, его так же нужно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации.

В соответствии с п.85Методических указаний по бухучету МПЗ, при применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.

Сумма отклонений по окончании месяца (отчетного периода) в полном объеме списывается на счет «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

В остатке по счету «Заготовление и приобретение материалов» у организации — покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика:

  • счетах,
  • счетах — фактурах,
  • платежном требовании — поручении
  • и т.п.,

на которые от последнего к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.

ТЗР или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам (п.86 Методических указаний по бухучету МПЗ):

  • отпущенным в производство,
  • на нужды управления,
  • на иные цели,

подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.).

В соответствии с п.87 Методических указаний по бухучету МПЗ , списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Методические указания по бухучету МПЗ (п.88) предусматривают возможность применения упрощенных вариантов, для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов:

1. При небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов.

2. Удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков).

3. В течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца.

Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца.

4. ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов.

При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде).

Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах.

5. ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.

В соответствии с п.211Методических указаний по бухучету МПЗ, при отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.

Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из в том числе из расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:

  • выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж);
  • выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без налога на добавленную стоимость) или физическими лицами — с кредита счета учета расчетов;

В соответствии с п.214 Методических указаний по бухучету МПЗ, при организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств.

Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу.

Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж.

Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств.

Первичные документы, на основании которых ведется учет траснпортных расходов

При совершении сделки купли продажи МПЗ, в момент передачи МПЗ от поставщика покупателю оформляются следующие документы:

  • Товарная накладная по форме №ТОРГ-12,
  • Товарно-транспортная накладная по форме №1-Т (ТТН),
  • Другие необходимые документы (сертификаты соответствия, паспорта и пр.).

Накладная ТОРГ-12 и ТТН являются товаросопроводительными документами, которые передаются покупателю вместе с товаром независимо от перехода права собственности на этот товар.

При заключении договора с транспортной компанией в момент оказания этой компанией услуг транспортировки, оформляется транспортная накладная.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

В соответствии с п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки.

В соответствии со ст. 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки груза не принимается (письмо Минтранса России от 20.07.2011г. №03-01/08-1980ис).

Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272.

В транспортной накладной определяются условия перевозки груза, в том числе стоимость услуг перевозчика.

При этом, в настоящее время так же действуют и Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г.

В соответствии с данными правилами, основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является ТТН.

Форма ТТН № 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997г. №78.

Таким образом, в настоящее время действует и транспортная накладная, и накладная по форме № 1-Т.

И ТТН и транспортная накладная, отвечают всем требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим осуществление транспортных расходов организацией.

В настоящее время Минфин рекомендует использование двух документов – и ТТН и транспортной накладной, в случае, когда транспортировку груза выполняет транспортная компания.

Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2011г. №03-03-10/123:

«Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.»

При этом, в Письмо ФНС России от 21.03.2012г. №ЕД-4-3/4681@ (в котором ФНС ссылается на вышеприведенное письмо Минфина от 22.12.2011г. №03-03-10/123) налогоплательщикам разрешается использование лишь одного корректно составленного документа. Либо ТТН либо транспортной накладной:

«…На основании изложенного, в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов:

  • либо транспортной накладной
  • либо товарно-транспортной накладной по форме N1-Т.»

Данное письмо ФНС России должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Анализируя разъяснения, данные Минфином и ФНС, следует учитывать, что письма как Минфина так и ФНС носят рекомендательный, а не обязательный характер.

Бухгалтеру следует обеспечить наличие хотя бы одного документа из двух вышеуказанных (ТТН или транспортной накладной), что будет являться достаточным документальным подтверждением произведенных расходов на доставку грузов транспортной компанией.