Учет на малом предприятии

Налоговый учет Малого и Среднего Бизнеса

Для чего вообще нужен налоговый учет, — вправе спросить вы. Да для того, чтобы можно было рассчитать суммы налогов, которые нужно уплатить. Для этого раздельно учитываются доходы и расходы. Но с этой же целью уже ведется бухгалтерский учет, — возразит кто-то из вас. И будет прав.

По результатам бухгалтерских регистров вполне можно было бы рассчитывать налоги к уплате. Так и делают практически во всём мире, кроме России. Можно было бы вести аналогичную систему и у нас. Однако в таком случае, количество чиновников пришлось бы резко сократить, хотя бы до уровня их наличия в бывшем СССР. Но кто же на это пойдет? Вот и отделили у нас налоговый учет от бухгалтерского. А нужно было бы подчинить первый второму. И всего-то. Но не только в этом дело.

Даже когда был принят новый закон о бухгалтерском учете, его первоначальная редакция имела смысл обязательного распространения абсолютно на всех экономических субъектов предпринимательской деятельности. И сейчас такая формулировка присутствует в законе. Но сразу после неё, добавили ровно противоположную норму, которая отменяет обязанность вести бухгалтерский учет всем, кроме юридических лиц. Парадокс.

И если бухгалтерия не ведется, как же рассчитать налоги? Вот здесь-то и нужен отдельный налоговый учет доходов и расходов. Или объектов налогообложения, если ни доходы ни расходы разрешено также не учитывать (и до такого докатились либерал-реформаторы своими нововведениями, что теперь и вовсе государство не может контролировать значительные потоки финансов. А зачем? Мы же богатая страна. Может, это было сделано умышленно?).

Организация налогового учета

Регистрация налогов должна вестись в отдельных налоговых регистрах. Это специфические формы, позволяющие организовать ведение налогового учета, вовсе не те, которые предназначены для бухгалтерских записей. Подавляющее большинство таких регистров не утверждено никакими нормативными правовыми актами. Впрочем, такая вольность сейчас распространена и на массу бухгалтерских регистров. Однако законами установлены перечни обязательных реквизитов, которые должны содержать такие регистры.

В то же время, существуют и другие регистры, формы которых утверждены либо постановлением Правительства России, либо приказом Министерства финансов РФ, либо приказом ФНС РФ. В первую очередь это, конечно же, книги учета доходов и расходов по разным режимам налогообложения. Вы удивлены? Не только вы, случается, что отдельные налоговые инспекторы тоже не знают, что эти книги являются налоговыми регистрами. А как же иначе? Именно с итоговых записей в таких книгах данные переносятся в налоговые декларации, где и рассчитывается налог.

Кроме того, действуют специальные регистры для отдельных налогов, формы которых также утверждены Правительством РФ. Например, формы документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (НДС). Правда и здесь уже проявилась анархическая рука наших чиновников. ФНС России тоже решила поучаствовать в создании таких документов и придумала форму УНП (универсального передаточного документа), которую рекомендует использовать вместо счета-фактуры. И это происходит при том, что у ФНС нет никаких прав так поступать. Законом установлено исключительное право Правительства России и Минфина РФ утверждать формы счетов-фактур. Что уж тут говорить про документы для ведения бизнеса, когда отдельные чиновники ФНС РФ часто открыто и публично не соглашаются, спорят с Минфином, и не желают придерживаться в своей работе мнения Министерства финансов РФ по отдельным вопросам налогообложения. И это при том, что ФНС является государственной службой, входящей в структуру Минфина России, и, значит, целиком и полностью ему подчиняющейся.

В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, нет какого-либо установленного или утвержденного плана счетов. Налогоплательщикам дано право самостоятельно организовывать его ведение.

Ведение налогового учета

Вести налоговый учет означает планомерно и регулярно заполнять те самые регистры, о которых мы говорили выше. То есть, в первую очередь нужно фиксировать операции по доходам и расходам. Регистрация доходов с целью налогообложения немногим отличается от аналогичного порядка в бухгалтерии, но такие различия все же есть. Налоговый учет расходов ещё более различается с такими же операциями в бухгалтерском плане счетов. К сожалению, это только добавляет проблем бухгалтерам и предпринимателям.

Учет и доходов и расходов регулируется, в основном, главой 25 Налогового кодекса России. Индивидуальные предприниматели, использующие так называемый общий режим налогообложения, дополнительно руководствуются нормами главы 23 о налоге на доходы физических лиц. Однако, как показывает арбитражная практика, эти вопросы, относящиеся к индивидуальным предпринимателям, весьма спорные.

Кроме того, если организация или индивидуальный предприниматель применяет один или несколько специальных налоговых режимов, отдельно или совместно с так называемым общим режимом налогообложения, то следует дополнительно руководствоваться специальными нормами НК РФ об этих налоговых режимах.

Налоговая отчетность

Налоговая отчетность отделена от бухгалтерской или финансовой отчетности, не смотря на то, что основная её масса сдается в одни и те же органы — налоговые. В отличие от бухгалтерской, налоговая отчетность составляется и представляется только контролирующим органам. Участникам (учредителям) организаций и собственникам бизнеса она, по большому счету, не нужна. Сроки представления этой отчетности весьма разнятся. Отчетными и налоговыми периодами по разным налогам могут быть и месяц и квартал, и полугодие и год.

Правила представления налоговой отчетности всё больше и чаще меняют и дополняют поправками, направленными на то, чтобы максимально ограничить отчетность в бумажном виде. Сначала вводили ограничение по количеству сотрудников. При превышении определенного порога нужно было сдавать декларации и расчеты только по телекоммуникационным каналам связи. Затем стали постепенно снижать размер этого порога. Недавно законодатели подошли к этому вопросу с другой стороны. Теперь появился перечень налогов, отчитываться по которым все (за редким исключением) обязаны исключительно по ТКС, с использованием электронной подписи. Первым среди таких налогов стал НДС, сдать декларацию за 1 квартал 2014 года по которому, можно только в электронной форме.

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Библиографическое описание:

Сташук Л. Н. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях // Проблемы современной экономики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 72-75. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10936/ (дата обращения: 17.01.2019).



Бухгалтерский учет на любых предприятиях, в том числе на малых, должен быть организован в определенном порядке.

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях начинается с формирования учетной политики. Предприятиям малого бизнеса необходимо установить такой порядок, реализация которого, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета, своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

При формировании учетной политики, малым предприятиям целесообразно сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов.

По принципу типового Плана счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) малые предприятия могут составить свой рабочий план счетов, который в отличие от типового, может содержать только те счета, которые данная организация будет использовать в процессе учета. Это позволит вести учет средств и источников их формирования по основным счетам и обеспечит контроль наличия и сохранности имущества, выполнение обязательств, а также достоверность данных бухгалтерского учета.

На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета малым предприятиям рекомендуется обобщать информацию с нескольких счетов на одном синтетическом счете. Наглядно такое обобщение представим в виде таблицы:

Таблица 1

Обобщаемая информация

Синтетический счет

Счета, скоторых обобщается информация

Чем регламентируется

Производственные запасы

10 «Материалы»

07 «Оборудование к установке»

10 «Материалы»

11 «Животные на выращивании и откорме»

12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 №64H «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (раздел 2 и3).

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

20 «Основное производство»

20 «Основное производство»

21 «Полуфабрикаты собственного производства»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

30 «Некапитальные работы»

44 «Издержки обращения»

Готовая продукция

41 «Товары»

40 «Готовая продукция»

41 «Товары»

Реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества

46 «Реализация»

45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,

47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» 48 «Реализация прочих активов»

Дебиторская и кредиторская задолженности

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

61 «Расчеты по авансам выданным»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

63 «Расчеты по претензиям», 64 «Расчеты по авансам полученным»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

75 «Расчеты с учредителями»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом», 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты

Учет денежных средств в банках

51 «Расчетные счета»

51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

55 «Специальные счета в банках»

57 «переводы в пути»

Пункт 6 ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106H

Учет капитала

80 «Уставный капитал»

80 «Уставный капитал»

82 «Резервный капитал»

83 «Добавочный капитал»

Учет финансовых результатов

99 «Прибыли и убытки»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «прибыли и убытки»

Однако универсального рабочего плана счетов не существует, поскольку малые предприятия осуществляют разнообразную хозяйственную деятельность. Например, предприятие по производству продукции будет иметь большее число хозяйственных событий, а значит, будет применять больше бухгалтерских счетов, чем торговое предприятие.

Применяя рабочий план счетов, малым предприятия следует в общеустановленном порядке руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94H с учетом особенностей, применимым к малым предприятиям.

Весь бухгалтерский учет на малых предприятиях можно систематизировать следующим образом:

− первичные документы;

− бухгалтерский учет;

− отчетность.

Первичная документация является фундаментом всего бухгалтерского учета, в том числе и на малых предприятиях, поэтому следует особо внимательно относиться к их заполнению, а также следить за правильностью обработки.

На основе первичных документов происходит письменное свидетельство совершения определенной хозяйственной операции. К основным первичным документам, с точки зрения бухгалтерии, можно отнести:

  1. Первичные документы, подтверждающие факт реализации/покупки товаров, работ, услуг. К документам по реализации относят — выписанные накладные на товары и материалы, акты выполненных работ, счета-фактуры продаж, книга продаж. К документам по покупкам относят — полученные накладные на товары и материалы, акты выполненных работ, счета-фактуры покупок, книга покупок

Организуя бухгалтерский учет на малом предприятии, целесообразно создать папку «Продажи» и папку «Покупки», в которые будут подшиты счета-фактуры вместе с накладными и актами выполненных работ по реализации и по покупке соответственно.

Обработку первичных документов по продажам и покупкам можно разделить на два этапа:

− на первом этапе обработки первичных документов по продажам и покупкам бухгалтеру необходимо просто подшить счета-фактуры вместе с накладными и актами выполненных работ в папку в соответствующие папки. Причем, каждому полученному счету-фактуре необходимо обязательно присвоить входящий номер. Затем следует подвести итоги за месяц по соответствующим операциям покупок и продаж.

− на втором этапе обработки первичной документации, необходимо сформировать «Книгу продаж», записав в нее все выписанные за месяц счета-фактуры и «Книгу покупок», записав в нее все оприходованные за месяц счета-фактуры.

Книгу покупок, книгу продаж, журналы учета счетов фактур необходимо формировать в специальных бухгалтерских программах в электронном виде.

  1. Первичные документы, отражающие факт поступления и расходования наличных денежных средств из кассы организации. Через кассу организации проходят все платежи за наличные, которые учитываются такими кассовыми документами как: приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, платежные ведомости по заработной плате и т. д. Бухгалтеру малого предприятия целесообразно завести папку «Касса». В конце дня все приходные и расходные кассовые ордера заносятся в кассовую книгу, которую обязательно вести в двух экземплярах. Первым экземпляров будет сама кассовая книга, вторым — кассовые документы, которые состоят из листов кассовой книги с подшитыми к ним расходными и приходными документами.
  2. Первичные документы, отражающие факт безналичных платежей через расчетный счет, открытый в банке. Бухгалтеру целесообразно создать папку «Банк», в которую банковские выписки будут подшиваться вместе с платежными документами. Выписки предварительно лучше пронумеровать. В папке «Банк» будут находится следующие документы — платежные поручения и оригиналы счетов на оплату, выписки банка за определенный период, переписка с банком (при наличии таковой).
  3. Первичные документы, отражающие факты начисления и выплаты заработной платы работникам организации. Заработная плата и аванс работникам выдаются в установленные организацией дни. Расчет заработной платы осуществляется в расчетно–платежной ведомости. Бухгалтеру нужно создать папку «Заработная плата», в которой будут находится следующие документы: расчетно-платежные ведомости, заявления на вычеты и налоговые карточки работников.

После систематизации и обработки первичных документов операции заносятся в журнал хозяйственных операций — сводный учетный регистр, который позволяет проследить за всеми хозяйственными операциями, проводимыми в организации. В нем в хронологическом порядке отражаются все финансово-хозяйственные события в организации, а также происходит их определение бухгалтерскими проводками. Каждая запись сопровождается проводкой и суммой операции. По каждому счету в журнале хозяйственных операций необходимо определить итоговые суммы (обороты) за месяц: сначала по дебету, затем по кредиту. Это необходимо для дальнейшего расчета оборотно-сальдовой ведомости.

Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой список оборотов и остатков по счетам за выбранный период времени. Для расчета оборотно-сальдовой ведомости необходимо:

− занести остатки по всем счетам на начало месяца.

− определить итоговые суммы (т. е. обороты) за месяц по каждому счету (из журнала хозяйственных операций).

− определить остатки (сальдо) по каждому счету на конец месяца.

Оборотно-сальдовую ведомость можно назвать «внутренним отчетом», который необходим бухгалтеру для собственных нужд, а также дальнейшего заполнения «внешних отчетов» — официальных отчетов организации.

На основе полученных результатов в журнале хозяйственных операций и оборотно-сальдовой ведомости бухгалтер малого предприятия уже может сформировать баланс и отчет о финансовых результатах, которые являются главными «внешними отчетами» организации.

Малые предприятия составляют и предоставляют бухгалтерскую отчетность в порядке, определенном ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утверждена приказом Минфина России от 06.07.99 № 43H).

Составлять формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут на основании регистров бухгалтерского учета для малых предприятий. Сальдо по счетам (для составления баланса) необходимо брать из оборотно-сальдовых ведомостей. При этом следует обратить внимание, что при составлении отчетности необходимо сложить соответствующие значения из всех ведомостей, которые были составлены в течение отчетного периода.

Таким образом, четко построенная система учета на малых предприятиях, основанная на рациональной учетной политики и систематизации бухгалтерских процессов, позволит предприятию достичь максимально рациональной организации учета и более эффективного управления предприятием.

Литература:

  1. Беликова Т. Н. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. 2-е изд. — СПб. Питер, 2016. – 288 с.
  2. Беликова Т. Н., Минаева Л. Н. «Все о счетах бухгалтерского учета» 3-е изд. — Питер, 2015. – 160 с.
  3. Гартвич А. В. Задачи современного бухгалтера и их решение в «1С: Бухгалтерии 8.3». — СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 288 с. ил.
  4. Касьянова Г. Ю. Малый бизнес — малый учет. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: АБАК, 2014. – 112 с.
  5. Учет — 2016: бухгалтерский и налоговый/Г. Ю. Касьянова. — М.: АБАК, 2016. – 960 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, предприятие, счет, документ, малый, расчет, оборотно-сальдовая ведомость, заработная плата, приказ Минфина России, малое предприятие.

Тема 8. Малые предприятия: бухгалтерский учет и особенности налогообложения

Курс «Теория бухгалтерского учета»17

Основные понятия о малом предпринимательстве

Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложения

Условия для применения простой формы бухгалтерского учета

Ведение учета частными предпринимателями

Изменения в налогообложении в связи с введением единого налога на вмененный доход

  1. Основные понятия о малом предпринимательстве

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), бла­готворительных и иных фондов не превышает 25 %,доля, при­надлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не пре­вышает 25 %и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих показателей:

  • в про­мышленности, в строительстве и на транспорте — 100человек;

  • в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60чело­век;

  • в оптовой торговле — 50человек;

  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30человек;

  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50человек.

При этом к малым предприятиям могут относиться предприя­тия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Рос­сийской Федерации, т. е. предприятия с учетом всех входящих в них филиалов и подразделений.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской де­ятельностью без образования юридического лица. Средняя за от­четный период численность работников малого предприятия опре­деляется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместитель­ству с учетом реально отработанного времени, а также работни­ков представительств, филиалов и других обособленных подразде­лений указанного юридического лица.

Субъектом малого предпринимательства может быть только коммерческая организация. Некоммерческая организация не может быть признана малым предприятием и пользоваться какими-либо льготами.

Государственная поддержка малых предприятий в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям:

  1. упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;

  2. предоставление налоговых льгот.

Это деление, конечно, условно, поскольку одно направление не всегда исключает другое.

Первое направление – применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности – предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют критериям, установленным ст. 3 ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» №222-ФЗ. Это критерии численности, вида деятельности и размера валовой выручки.

Второе направления государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Выделим следующие льготы:

  1. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течении первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который существовал на момент их регистрации (ст.9 Федерального закона №88-ФЗ).

  2. Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет (ст. 10 закона)

  3. В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие:

  • производство и переработку сельскохозяйственной продукции;

  • производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

  • строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль, если выручка от названных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) (п.4 ст.6 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций).

  1. Малые предприятия уплату налога на прибыль, НДС, налога на реализацию ГСМ, налога на пользователей автомобильных дорог, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за пользование водными объектами производят ежеквартально без внесения авансовых платежей.

  2. Платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме освобождаются от НДС (п.1 ст.5 Закона о налоге на добавленную стоимость).

  1. Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложения

Первым условием для применения упрощенной системы учета и отчетности малыми предприятиями является предельная численность работников – до 15 человек (включая различного рода договорников и работающих в филиалах).

Второе условие – совокупный размер фактической выручки за предшествующий период должен не превышать сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.

Налоговая организация по месту постановки субъекта малого предпринимательства на налоговый учет выдает ему годовой патент, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.

Для индивидуальных предпринимателей годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) расчет подлежащего к уплате единого налога.

Одновременно с предоставлением в налоговый орган расчета на уплату единого налога организация – налогоплательщик передает выписку из книги доходов и расходов по состоянию на последний рабочий день отчетного периода. В ней указывается совокупный доход (валовая выручка), полученный за отчетный квартал.

Кроме этого, организация предъявляет для проверки налоговому органу патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения с отметкой банка об исполнении платежа за отчетный период.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности освобождаются от всех фе­деральных, региональных и местных налогов. Так, согласно Инструкций ГНС РФ субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налогов:

  • на пользователей автомобильных дорог (№30);

  • на владельцев автотранспортных средств (№30);

  • на прибыль (№37);

  • НДС (№39).

Для организаций, применя­ющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспорт­ных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.

При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих (более 15 человек) налогоплательщики, начиная со следующего квартала, переводятся с упрощенной системы налогообложения на существующую ранее систему.

Организации, применяющие упрощенную систему налогооб­ложения, учета и отчетности, имеют право на оформление пер­вичных документов бухгалтерской отчетности и ведение Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой Книги разработана Министерством финансов Российской Федерации и утверждена его приказом от 22.02.96 № 18.

  1. Условия для применения простой формы бухгалтерского учета

Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности субъек­тами малого предпринимательства определен приказом Министер­ства финансов Российской Федерации от 22.12.95 № 131 «Об Ука­заниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и примене­нию регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

Упомянутые Указания по ведению бухгалтерского учета и от­четности и применению регистров бухгалтерского учета предназ­начены для всех субъектов малого предпринимательства, являю­щихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собст­венности.

Малое предприятие самостоятельно определяет систему бух­галтерского учета, включающую рабочий План счетов бухгалтер­ского учета, регистры бухгалтерского учета (форму счетоводства), состав и виды применяемых форм первичных учетных докумен­тов, систему документооборота и другие учетные процедуры, не­обходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия. В качестве рекомендаций в упомянутых Указаниях дан при­мерный План счетов бухгалтерского учета, который могут исполь­зовать малые предприятия, приведен порядок применения рабоче­го Плана счетов бухгалтерского учета.

Вышеназванными Указаниями, составленными во исполнение Федерального закона №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства», определены условия, при наличии которых в учете и отчетности может применяться простая форма бухгалтерского учета и отчетности.

Первым условием для этого является незначительное количество хозяйственных операций (как пра­вило, не более ста в месяц).

Второе условие – наличие мелкого простого технологического процесса производства продукции и работ, которое не связано с большими затратами мате­риальных ресурсов.

Третье условие – отсутствие регистров бухгалтерского учета имущества – ведется только книга учета хозяйственных операций по форме № К-1 (Приложение № 1 к упомянутым Указаниям). Наряду с этой Книгой (журналом) для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработ­ной платы по форме, которая также представлена в этих Указани­ях в виде Приложения № 10.

Книга (журнал) учета хозяйственных операций является реги­стром аналитического и синтетического учета, на основании кото­рого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

В упомянутых Указаниях представлены также регистры бух­галтерского учета для малых предприятий, осуществляющих про­изводство продукции и работ.

И еще одно, четвертое условие – Федеральным законом РФ №222-ФЗ )п.4 ст.1) субъектам малого предпринимательства предоставлено право ведения бухгалтерского учета без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

  1. Ведение учета частными предпринимателями

Действующим налоговым законодательством установлены три системы нало­гообложения индивидуальных предпринимателей:

1. «ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА» — система налогообложения, установленная Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 де­кабря 1991 года № 1998-1. Она предусматривает обложение всех доходов предпринимателя от предпринимательской деятельности подоходным налогом. О ней я и буду вести речь в данной главе.

2. «УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА» — система налогообложения, установленная Фе­деральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ. О ней я расскажу в Главе 4. Данная система предусматривает деятельность по патенту и фиксированный годовой налог в виде уплаты стоимости патента.

3. «ВМЕНЕННАЯ СИСТЕМА» — система налогообложения, установленная Феде­ральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года М9148-ФЗ. Это принципиально новая система, вводимая в принудительном порядке органами субъекта федерации. Она предусматривает обложение фиксированным налогом в зависимости от наличия у предпринимателя объекта обложения.

Если последние две системы распространяются в большинстве своем как на предпринимателей, так и на юридические лица, то первая является привилегией исключительно предпринимателей. Правда, в свете принятия Закона «О едином налоге на вмененный доход» предприниматель может работать по традиционной системе (равно как и по упрощенной), если местным законом он не отнесен к плательщикам единого налога (это зависит от вида деятельности).

Говоря о традиционной системе налогообложения нельзя не упомянуть о статусе предпринимателя и специфике его деятельности и учета, правовых актах их регламентирующих.