Учет в медицине

Ответы на вопросы читателей

Учет химреактивов

Могут ли бюджетным учреждением учитываться на счете 105.31 химические реактивы (используются при проведении анализов), которые изготавливаются по ГОСТу?

Бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета руководствуются положениями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Согласно пунктам 117 и 118 Инструкции № 157н, пункту 31 Инструкции № 174н, медикаменты и перевязочные средства учитываются на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства», прочие материальные запасы – на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

В пункте 118 Инструкции № 157н приведен «открытый» перечень материальных запасов, относящихся к тем или иным группам. В частности, к медикаментам и перевязочным средствам относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д. К прочим материальным запасам относятся в том числе реактивы и химикаты.

Другими словами, химические реактивы могут учитываться на счете 105 31 в случае, если они могут быть отнесены к медикаментам.

Для оценки возможности отнесения химических реактивов к медикаментам можно воспользоваться положениями следующих нормативных актов:

1) статья 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ);

2) пункт 1 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747 (далее – Инструкция № 747);

3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (ОК 004-93), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17:

— подраздел 2423930 «Материалы хирургические, средства перевязочные специальные»;

4) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301:

— подраздел 93 0000 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения»;

5) Примерный перечень медикаментов и перевязочных средств (приложение 10 к приказу Минздрава РСФСР от 03.04.1991 № 54).

Согласно пункту 1 Инструкции № 747 медикаменты – лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т. п. При этом в соответствии с пунктом 4 Закона № 61-ФЗ лекарственные средства – вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Химические реактивы используются при проведении анализов и исходя из приведенных положений нормативных актов не могут быть отнесены к медикаментам или к лекарственным средствам (вне зависимости от предъявляемых требований о соответствии используемых при проведении анализов реактивов требованиям ГОСТов).

Соответственно, учет химических реактивов следует организовать на балансовом счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Поступление средств от оказания платных услуг

Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать в бюджетном учреждении при поступлении денежных средств от оказания платных услуг (НДС не облагаются) в кассу бюджетного учреждения (КОСГУ 130), а также на лицевые счета учреждения (внесение на лицевой счет осуществляется на основании Объявления на взнос наличными)?

В соответствии с пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), для учета расчетов с плательщиками доходов, возникающих в силу заключенных договоров, организации госсектора применяют счет 205 00 «Расчеты по доходам».

При этом в соответствии с группировкой, приведенной в пункте 199 Инструкции № 157н, доходы от оказания платных работ, услуг учитываются на счете 205 31 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных работ, услуг».

В настоящее время организации госсектора для расчетов по суммам доходов применяют также счет 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам».

Анализ положений пунктов 197, 220 Инструкции № 157н, а также пунктов 93 и 109 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), позволяет прийти к следующему выводу: бюджетные учреждения при отражении расчетов по оказанию услуг в рамках видов деятельности, предусмотренных уставными документами, в соответствии с заключенными с плательщиками договорами применяют счет 205 00.

Учитывая изложенное, а также положения пунктов 72, 84, 85, 93 Инструкции № 174н, указанная в вопросе хозяйственная ситуация подлежит отражению следующими бухгалтерскими записями:

1) Дебет 2 20531 560 Кредит 2 40110 130

— начислены доходы от оказания платных услуг;

2) Дебет 2 20134 510 Кредит 2 20531 660

Одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 201 34 (КОСГУ 130)

— на основании Приходного кассового ордера (ф. 0310001) отражено поступление денежных средств в кассу от плательщиков;

3) Дебет 2 21003 560 Кредит 2 20134 610

Одновременно отражается:

увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 210 03 (КОСГУ 510);

увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 34 (КОСГУ 610)

— на основании Расходного кассового ордера (ф. 0310002) отражено выбытие наличных денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет;

4) Дебет 2 20111 510 Кредит 2 21003 660

Одновременно отражается:

увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 201 11 (КОСГУ 510);

увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 210 03 (КОСГУ 610)

— на основании Объявления на взнос наличными, прилагаемого к выписке из лицевого счета бюджетного учреждения, отражено поступление средств из кассы бюджетного учреждения на лицевой счет.

На вопрос отвечал эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сульдяйкина Валентина.

Лекарство – срочно!

Как бюджетному учреждению закупить срочно лекарственный препарат для вновь поступившего больного?

Как это следует отразить в бухгалтерском учете? Можно ли в приведенной ситуации приобрести лекарственные препараты за наличный расчет без проведения конкурентных процедур и как отразить в бухгалтерском учете подобную закупку?

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики при проведении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного закона.

Таким образом, закупка без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) допустима в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В приведенной ситуации закупка лекарственных средств без проведения конкурентных процедур принципиально может быть осуществлена на основании п. 4 или п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (о возможности закупки лекарственных средств на основании первой из приведенных норм смотрите письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-339). Разумеется, при этом должны соблюдаться предусмотренные указанными нормами условия. В частности, максимальная цена закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ составляет 100 000 рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей.

При закупке на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ должны соблюдаться, в частности, требования о наличии предусмотренных решением врачебной комиссии медицинских показаний, отраженных в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, и т. п.

Закон № 44-ФЗ не запрещает осуществлять закупки по указанным выше основаниям и за наличный расчет (в том числе через подотчетных лиц). Напомним, что такие договоры в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ могут заключаться в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок (в том числе в устной).

В соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в бухгалтерском учете приобретение лекарственных средств через подотчетное лицо отразится следующим образом:

Дебет 0 20834 560 Кредит 0 20134 610

— выдача наличных денежных средств подотчетному лицу на приобретение лекарственных средств;

Дебет 0 105Х1 340 Кредит 0 20834 660

— подотчетным лицом представлен авансовый отчет, оприходованы лекарственные средства.

«Уточненка» по налогу на прибыль

Бюджетное учреждение здравоохранения с 2016 года применяет налоговую ставку 0% по налогу на прибыль (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность). Учреждению необходимо предоставить уточненную декларацию за I и II кварталы 2016 года. Все условия, необходимые для применения ставки 0% по налогу на прибыль, соблюдаются как до сдачи уточненной декларации, так и после сдачи. В уточненной декларации налоговая база увеличивается за счет иных доходов. Доход за отчетный период от медицинской деятельности составляет не менее 90% по уточненной декларации.

Если учреждение сдаст уточненную декларацию по налогу на прибыль, потеряет ли оно налоговую льготу по ставке 0% по налогу на прибыль?

Применяется ли ставка 0% ко всей облагаемой налогом на прибыль базе или только к доходам от медицинской деятельности?

Налоговой базой по налогу на прибыль является денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ).

При этом к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3, 4 ст. 284 НК РФ), применяется налоговая ставка в размере 0% с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 284 НК РФ).

В целях статьи 284.1 НК РФ образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в перечень видов образовательной и медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917.

Требования, которым должны соответствовать организации для применения нулевой ставки, приведены в п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 284.1 НК РФ образовательные и (или) медицинские организации, применяющие нулевую ставку, по окончании каждого налогового периода, в течение которого ими применяется ставка 0%, в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения сведения (форма утверждена приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@):

— о доле доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности (с 2016 года также от присмотра и ухода за детьми, от выполнения НИОКР), учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в общей сумме доходов организации, учитываемых при налогообложении прибыли;

— о численности работников в штате организации.

Медицинские организации дополнительно представляют сведения о численности в штате медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста.

При этом никаких иных ограничений на применение налоговой ставки 0%, помимо тех, которые названы в п. 3 ст. 284.1 НК РФ, нормами статьи 284.1 НК РФ не предусмотрено. В частности, статья 284.1 НК РФ не содержит никаких ограничений относительно подачи уточненной декларации по налогу на прибыль.

В случае подачи уточненной декларации право на применение нулевой налоговой ставки налогоплательщик может потерять только в том случае, если бы сведения, в результате которых появилась необходимость подачи уточненной декларации, привели к уменьшению доли дохода от осуществления медицинской деятельности.

Однако в рассматриваемом случае, как следует из условий вопроса, подача уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не влияет на изменение условий, необходимых для применения нулевой ставки.

К тому же налогоплательщики, согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

В отношении применения нулевой ставки ко всем доходам учреждения сообщаем следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 20%, определяется организацией отдельно. Также налогоплательщики ведут раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка (ст. 304 НК РФ).

Однако нормы главы 25 НК РФ не обязывают организации, осуществляющие медицинскую деятельность, вести раздельный учет доходов и расходов для целей применения налоговой ставки в размере 0%. Как указывалось ранее, нулевая ставка применяется к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3, 4 ст. 284 НК РФ (п. 1.1 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, п. 2 ст. 284.1 НК РФ установлено, что налоговая ставка в размере 0% в соответствии со ст. 284.1 НК РФ применяется организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), в течение всего налогового периода.

Следовательно, из буквального прочтения последней нормы следует, что ко всей налоговой базе, определяемой медицинским учреждением, применяется ставка 0%, за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ, то есть за исключением доходов в виде дивидендов, по операциям с отдельными видами долговых обязательств и прибыли контролируемых иностранных организаций.

Подтверждением нашего мнения является письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2012 № 16-03/018831@, из которого следует, что льготная ставка по налогу на прибыль, предусмотренная п. 1.1 ст. 284 НК РФ, применяется ко всей налоговой базе, раздельного учета расходов для целей налогообложения прибыли не ведется.

Смотрите также письма Минфина России от 01.09.2015 № 03-03-06/1/50166, от 14.12.2011 № 03-03-06/4/144, УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123406@, № 16-15/123398@.

Таким образом, налоговая ставка в размере 0% установлена нормами п. 1.1 ст. 284 НК РФ не в отношении конкретных видов доходов, а в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе осуществляющих медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, удовлетворяющих требованиям п. 3 ст. 284.1 НК РФ. Исключение составляет налоговая база по доходам, налоговые ставки по которым установлены пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ.

> Организация бухгалтерского учета в медицинских учреждениях

Учетная политика учреждения

Документом, формирующим единообразную учетную политику для всех бюджетных учреждений, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее — Инструкция), утвержденная приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н, (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2000 г. № 2064).

Учетная политика медицинского учреждения обеспечивает:

  • — полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • — своевременное отражение в бухгалтерском учете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
  • — приоритетное признание и отражение в учете расходов и обязательств перед возможными доходами и активами, не допуская создания скрытых резервов;
  • — отражение экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • — тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • — рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный Инструкцией № 107н, предусматривает:

  • — план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
  • — мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
  • — способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
  • — формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
  • — методы оценки активов и обязательств;
  • — корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
  • — другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Организационные аспекты ведения бухгалтерского учета медицинского учреждения содержат следующие основные разделы:

  • 1. Сведения о том, кто отвечает за организацию учета;
  • 2. Бухгалтерская служба, ее организация и руководство;
  • 3. Выбор способа (формы) ведения и организации бухгалтерского учета;
  • 4. Формирование правил документооборота и установление графика документооборота;
  • 5. Бухгалтерская отчетность учреждения здравоохранения;
  • 6. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • 7. Типовую корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям.

Рассмотрим наиболее важные аспекты учетной политики учреждения здравоохранения.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее главным врачом. Тем самым подчеркивается в большей степени исполнительная роль главного бухгалтера. В документах определено, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Учитывая значение главного бухгалтера и его роль в принятии правильных и обоснованных решений по управлению учреждением здравоохранения, установлено, что он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также контроль за движением имущества и выполнением обязательств учреждения.

Для деятельности учреждения очень важно осуществление надлежащего контроля. Так, в случаях поступления документов по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, главный бухгалтер принимает их к исполнению только с письменного распоряжения главного врача (руководителя), который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления противозаконных операций. Для этого о таких документах главный бухгалтер письменно сообщает главному врачу и только после получения от руководителя письменного распоряжения о принятии указанного документа к учету исполняет его. Единоличная ответственность главного врача особо ощутима при наложении санкций контрольными органами. В дальнейшем руководитель может наказать конкретного виновного должностного лица или служащего в соответствии с трудовым законодательством, а в случаях осуществления бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией — на условиях, предусмотренных в договоре.

В соответствии с Инструкцией № 107н служебные обязанности в бухгалтерии распределены по функциональному признаку, т. е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок. В бухгалтерии созданы следующие группы: финансовая, материальная, расчетов. На эти группы возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения.

Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии.

В соответствии с Инструкцией № 107н медицинское учреждение осуществляет бухгалтерский учет исполнения сметы расходов по мемориально-ордерной форме. Основой данного способа являются мемориальные ордера, регистры аналитического учета: Книга «Журнал-главная».

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельным и мемориальными ордерами — накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются следующие постоянные номера:

  • — мемориальный номер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) — ф. 381;
  • — мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091,097, 100, 101, 102)-ф. 381;
  • — мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных из внебюджетных источников, на субсчетах 110,111, 114, 115, 118)-ф.381;
  • — мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) — ф. 323;
  • — мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) — ф. 405;
  • — мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) — ф. 408;
  • — мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) — ф, 386;
  • — мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) — ф. 438;
  • — мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) — ф. 438;
  • — мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) — ф. 398;
  • — мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) — ф. 411;
  • — мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) — ф. 396;
  • — мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам)) — ф. 409.

По остальным операциям и по операциям «сторно» в учреждении составляются отдельные ордера ф. 274 и нумеруются, начиная с номера 16 за каждый месяц.

По мере составления мемориальных ордеров производятся записи в ф. 308 Книга «Журнал-главная». Учет в книге ведется по субсчетам.

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и др.), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера:

  • — по бюджетным средствам — 1;
  • — по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
  • — по предпринимательской деятельности — 2;
  • — по целевым средствам и безвозмездным поступлениям — 3.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами. На их основе ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 14 Инструкции №107н):

  • — наименование документа (формы);
  • — код формы;
  • — дату составления;
  • — наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • — содержание хозяйственной операции;
  • — измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • — наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • — личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах типовых (унифицированных) форм первичной учетной документации.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (документооборот) предусматривает следующие этапы:

  • — создание внутреннего или получение внешнего документа;
  • — принятие документа к учету;
  • — обработка документа;
  • — передача документа в архив.

График документооборота оформлен в виде таблицы с перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов а каждом подразделении, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие их. Соблюдение графика документооборота контролирует главный бухгалтер.

В учетной политике стоматологической поликлиники отражается и порядок хранения документов бухгалтерского учета, т. к. это — составная часть организации документооборота. Сроки хранения типовых документов органов и учреждений здравоохранения установлены правилами организации государственного архивного дела. В статье 17 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

Также существует утвержденный порядок текущего хранения документов. Бланки строгой отчетности должны храниться в специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

Отчетность организации (учреждения) представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за определенный период. Составление отчетности — завершающий этап учетного процесса. Отчетность составляется по данным бухгалтерского, статистического оперативного учета. Это позволяет включить в содержание отчетности не только стоимостные, но и натуральные показатели для оценки и обобщения как количественных, так и качественных характеристик.

В бухгалтерской отчетности отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (отчетный год).

Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информации об имуществе, обязательствах организации, финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде зависят от своевременности и полноты проведения годовой инвентаризации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского баланса и отчета учреждение обязано проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризаций определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение их обязательно (п. 26 Инструкции № 107н).

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

где:

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

Скачать проводки

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

УЧЕТ МЕДИКАМЕНТОВ

«Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 4

Деятельность лечебно-профилактических учреждений здравоохранения связана с использованием медикаментов, вспомогательных материалов, перевязочных средств и прочих материалов, используемых в процессе лечения больных (далее — медикаменты). Медикаменты используются ими для лечения больных, проведения профилактических мероприятий, а также в научных целях. Перечень таких медикаментов довольно обширный, а их получение в различной расфасовке делает учет трудоемким. В предлагаемой статье мы рассмотрим основные моменты учета медикаментов.

Организация учета

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция N 747 <*>. Согласно этой Инструкции в учреждениях здравоохранения материальные ценности учитываются по следующим группам (п. 1 разд. 1 Инструкции N 747):

<*> Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

— медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

— перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

— вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

— тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

Ответственность за рациональное применение и учет медикаментов, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально-ответственных лиц мерной тарой несет руководитель учреждения.

Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может быть организовано двумя способами:

— непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения;

— через базы поставщика (аптечные склады поставщика).

Учет медикаментов в учреждениях, имеющих аптеку

Поступление медикаментов

Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки). Помещение, в котором размещается аптека, должно отвечать надлежащим условиям хранения медикаментов в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Минздрава России.

Основная задача аптеки — обеспечение лечебно-профилактического учреждения изготовленными внутриаптечно и готовыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными и так далее.

Для выполнения своих основных функций аптека обязана:

— соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и отпуска медикаментов (согласно разрешенному ассортименту);

— поддерживать ассортиментный перечень медикаментов согласно профилю и специализации учреждения;

— осуществлять отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;

— изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам медикаментов и изделий медицинского назначения;

— соблюдать порядок сертификации и контроля качества медикаментов, оформления соответствующей документации.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя, с которыми заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Поступающие в аптеку медикаменты отражаются в учете по розничным ценам в суммовом выражении. Кроме того, ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов (п. 6 разд. 1 Инструкции N 747):

— ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1968 N 523;

— наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.12.1982 N 1311;

— этилового спирта;

— новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;

— дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;

— тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет медикаментов ведется в Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

При поступлении в аптеку медикаментов заведующий аптекой или лицо, на то уполномоченное, проверяет соответствие их количества и качества данным, указанным в документах, правильность цен на единицу указанных материальных ценностей (согласно действующим прейскурантам), после чего делает на счете поставщика надпись «Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)» (п. 6 Инструкции N 747).

При приеме медикаментов производится контроль в целях предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств. При этом, по мнению автора, необходимо проверить:

— соответствие поступающих лекарственных средств требованиям по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка»;

— правильность оформления расчетных документов (счетов);

— наличие сертификатов качества (паспортов) производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств.

На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и (или) необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт. Далее эти лекарства возвращаются поставщику.

В случае обнаружения недостачи, излишков и порчи материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, осуществляет прием поступивших материальных ценностей в соответствии с инструкциями о порядке приема продукции и товаров по количеству и качеству. Материально-ответственные лица (зав. складом, м.о.л. отделений, кабинетов и т.д.) согласно п. 57 Инструкции N 70н <*> ведут учет медикаментов по наименованиям, дозировке и количеству в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н. По каждому наименованию медикаментов и их дозировке заводится отдельная страница (карточка).

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Полученные и проверенные счета-фактуры, накладные поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации накладных, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), после чего передает их в бухгалтерию учреждения для оплаты.

Причем стоимость весовых медикаментов, то есть сухих и жидких, требующих перед их отпуском в отделения (кабинеты) учреждения определенной обработки в аптеке (смешивания, фасовки и т.п.), подлежит отражению в графе 6 книги ф. 6-МЗ (п. 17 Инструкции N 747).

Отпуск медикаментов из аптеки

Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:

— ядовитые — из расчета 5-дневной нормы;

— наркотические — 3-дневной;

— остальные — 10-дневной.

В зависимости от масштаба учреждения отпуск медикаментов может осуществляться или через старшую медсестру учреждения, или через старших медсестер отделений, с которыми также заключаются договоры о материальной ответственности. Если учреждение не достаточно крупное, то старшая медсестра учреждения на основании заявок, составленных старшими медсестрами отделений, заполняет Требования-накладные (ф. 0315006) по каждому отделению на необходимые им медикаменты. Основанием для составления заявок в отделениях является листок назначений в историях болезни пациентов, согласно которому определяют наименование необходимых для лечения медикаментов, дозировку, а также их объем. Полученные старшей медсестрой медикаменты затем выдаются в отделения.

Если учреждение крупное, то Требования-накладные составляются на уровне отделений. Они в 3 экземплярах подписываются заведующими отделениями, и на них ставится разрешительная подпись руководителя учреждения. В Требовании-накладной обязательно указываются полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество, необходимые для определения их розничной цены и стоимости.

Если в Требовании-накладной не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать во всех экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления, однако исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону их увеличения категорически запрещается.

Особые требования предъявляются к оформлению Требований-накладных по медикаментам, подлежащим предметно-количественному учету, которые должны быть затребованы из аптеки на отдельных Требованиях-накладных со штампом, печатью учреждения, в них должны указываться номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны медикаменты.

На основании Требования-накладной на отпущенные медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, составляется Ведомость выборки израсходованных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ). Записи в ней ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день указанных медикаментов согласно выборке за день переносится в книгу (ф. 8-МЗ) (п. 15 Инструкции N 747).

Согласно Требованию-накладной заведующий аптекой производит отпуск медикаментов материально-ответственным лицам отделений, которые расписываются в их получении из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель — в их выдаче. Один экземпляр Требования-накладной возвращается материально-ответственному лицу отделения.

Заведующим складом или лицом, на то уполномоченным, производится таксировка каждого Требования-накладной для определения общей стоимости отпущенных материалов. Списание медикаментов производится по средней фактической себестоимости каждого наименования медикамента, сформированной на момент их отпуска.

Обратите внимание: Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н внесены изменения в Инструкцию N 70н (Приказ на момент издания журнала не получил регистрацию в Минюсте России). Согласно Приказу N 25н списание медикаментов может осуществляться не только по средней фактической стоимости, но и по фактической стоимости каждой единицы.

Протаксированные Требования-накладные ежедневно записываются по порядку номеров в Книгу учета протаксированных Требований-накладных (ф. 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера. При этом номера Требований-накладных на медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются. По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Иной подход к списанию из аптеки применяется в отношении вспомогательных материалов и тары. Так, например, вспомогательные материалы списываются в расход в аптеке, а также бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747). Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену медикаментов, относится в расход при их списании. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход. Стоимость обменной (возвратной) тары поставщику или тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а возвращенные учреждению за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов.

Обратите внимание: при отпуске в отделения (кабинеты) учреждения лечебной минеральной воды в обменной посуде-таре в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости посуды-тары.

При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется Акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), хранящихся в аптеке и пришедших в негодность. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения с участием главного бухгалтера учреждения, заведующего аптекой и представителя общественности, при этом выясняются причины порчи ценностей, а также устанавливаются виновные в этом лица. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения, второй остается в аптеке. По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск. Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии. Уничтожение ядовитых и наркотических лекарственных средств производится в порядке, установленном Приказами Минздрава СССР от 03.07.1968 N 523 и от 30.12.1982 N 1311.

Отчетность по медикаментам

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов в денежном (суммовом) выражении ф. 11-МЗ по группам медикаментов (п. 28 Инструкции N 747). В отчет включается также сумма разницы, образующейся между стоимостью ингредиентов, оцененных по розничным ценам, и стоимостью изготовленной аптекой при лабораторных работах продукции, исчисленной в тех же ценах. Для учета этих работ в аптеке ведется Книга учета лабораторных работ (ф. АП-11), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

В случаях если аптека получает и отпускает медикаменты, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в отчете ф. 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах.

Составление отчета ф. 11-МЗ начинается с указания остатка стоимости медикаментов по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного отчета ф. 11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость медикаментов, поступивших в аптеку за месяц согласно счетам поставщиков, зарегистрированным в книге ф. 6-МЗ. В расход записывается стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) по накладным (требованиям), записанным в книгу ф. 7-МЗ. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

В конце отчета показывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы, кроме протаксированных накладных (требований), которые хранятся в аптеке.

Отчет аптеки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца, в условиях механизации учета в сроки, утвержденные графиком документооборота; второй остается у заведующего аптекой. После проверки отчета бухгалтерией и утверждения его руководителем учреждения он служит основанием для списания бухгалтерией учреждения израсходованных лекарственных средств.

Обратите внимание: сотрудники бухгалтерии не реже одного раза в квартал проверяют правильность ведения книг ф. 7-МЗ, ф. 8-МЗ, ведомости ф. 1-МЗ и подсчета итогов в Требованиях-накладных и заверяют проверенные документы своей подписью (п. 21 Инструкции N 747).

Ежемесячно старшие медсестры учреждений или медсестры отделений составляют Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 2-МЗ), и сдают его в бухгалтерию вместе с:

— требованиями-накладными, на основании которых медикаменты были получены из аптеки;

— требованиями-накладными, на основании которых они были отпущены в отделения или кабинеты.

Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами напрямую из аптечных складов поставщиков, которые снабжают медикаментами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения.

Учреждения (отделения, кабинеты) получают медикаменты из аптечного склада поставщиков только в размере, определяемом текущей потребностью в них, и в сроки, установленные графиком, утвержденным руководителем учреждения и заведующим аптечным складом. Медикаменты в учреждения из аптечного склада отпускаются по накладным. На ядовитые и наркотические медикаменты, а также этиловый спирт накладные выписываются отдельно.

Лекарственные средства из аптечного склада получают материально-ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям ф.: М-2, М-2а, выдаваемым в порядке, установленном Инструкцией Министерства финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 14.01.1967 N 17. Срок действия доверенности устанавливается не более чем на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается на срок до одного месяца.

Получение лекарственных средств из аптечного склада поставщика материально-ответственные лица учреждения подтверждают распиской на всех экземплярах накладных, при этом они получают один экземпляр, протаксированный по каждому медикаменту до полной копейки, а работник аптечного склада поставщика расписывается в их выдаче и правильности таксировки на всех экземплярах накладных (п. 37 Инструкции N 747).

Полученные из аптечного склада медикаменты хранятся в отделениях (кабинетах).

Обратите внимание: запрещается получение и хранение медикаментов в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, также нельзя выписывать их из аптечного склада по общим накладным для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток и др.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях поступление медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, обеспечивает главная (старшая) медицинская сестра по отдельным накладным. Она получает их из аптечного склада и выдает в отделения (кабинеты) для текущей потребности.

Учет по приходу и расходу медикаментов, а также представление отчетности в учреждениях, где нет аптек, организуется в том же порядке, что и в учреждениях, имеющих в своем составе аптеки (п. 40 Инструкции N 747).

Аптечный склад поставщика на основании накладных, выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца), предъявляет учреждению счет-фактуру.

Данные счета из аптечного склада за полученные отделениями (кабинетами) медикаменты проверяет бухгалтерия учреждения согласно приложенным к ним накладным, подписанным материально-ответственными лицами отделений (кабинетов), и служат основанием для списания израсходованных медикаментов по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

Бухгалтерский учет медикаментов

Бюджетная деятельность

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией N 70н.

В обязанности работников бухгалтерии входит:

— обеспечение правильной организации бухгалтерского учета медикаментов;

— осуществление контроля над своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

— контроль над правильным, экономным и расходованием по назначению денежных средств, выделяемых на приобретение медикаментов, за их сохранностью и движением;

— постоянный контроль над правильным ведением в отделениях (кабинетах) учреждения предметно-количественного учета лекарственных средств;

— участие в проведении инвентаризации медикаментов, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Учет медикаментов осуществляется на аналитическом счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства». В дебет счета записывается сумма поступивших медикаментов, по кредиту счета — выданных в эксплуатацию.

Согласно п. 57 Инструкции N 70н аналитический учет медикаментов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Учет операций по расходу медикаментов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Пример 1. Учреждение за месяц получило и оплатило поставщикам:

— медикаменты на сумму 280000 руб.;

— перевязочные средства — 100000 руб.;

— вспомогательные материалы — 50000 руб.

Всего на сумму 430000 руб.

Данные медикаменты оприходованы и приняты к учету заведующей аптекой м.о.л. Назаровой Н.И.

Из аптеки выданы в подотчет старшей медицинской сестре м.о.л. Павловой И.А.:

— медикаменты на сумму 150000 руб.;

— перевязочные средства — 60000 руб.

Всего на сумму 210000 руб.

Учреждение финансируется за счет госбюджета, предпринимательской деятельности не ведет. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

На основании данных первичных документов будут произведены следующие бухгалтерские записи.

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Оприходованы медикаменты

1 105 01 340
м.о.л.
Назарова Н.И.

1 302 20 730

Согласно изменениям,
внесенным в Инструкцию
N 70н Приказом N 25н

1 105 01 340
м.о.л.
Назарова Н.И.

1 302 22 730

Выдано со склада в
эксплуатацию

1 105 01 340
м.о.л.
Павлова И.А.

1 105 01 340
м.о.л.
Назарова Н.И.

Списана стоимость
вспомогательных
материалов

1 401 01 272

1 105 01 440
м.о.л.
Назарова Н.И.

Списана стоимость
израсходованных
медикаментов

1 401 01 272

1 105 01 440
м.о.л.
Павлова И.А.

Перечислены денежные
средства поставщику

1 302 20 830

1 305 04 340

Согласно изменениям,
внесенным в Инструкцию
N 70н Приказом N 25н

1 302 22 830

1 305 04 340

Вторая проводка на
сумму принятых
бюджетных обязательств

1 501 03 340

1 502 01 340

Предпринимательская деятельность

Многие медицинские учреждения наряду с бюджетной осуществляют предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения заключается в оказании медицинских услуг физическим лицам на платной основе.

В этом случае необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности, так как оплата медикаментов, которые будут использованы в предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств не допускается, и поэтому будет расценена проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств. В Требованиях-накладных нужно отдельно указывать выдачу медикаментов, приобретенных за счет средств от предпринимательской и бюджетной деятельности.

Пример 2. Согласно выписанному Требованию-накладной хирургическому отделению требуются медикаменты:

— для бюджетной деятельности — на сумму 10000 руб.;

— для предпринимательской деятельности — 4000 руб.

Поэтому при раздельном учете медикаментов, приобретенных в аптеке за счет бюджетной и предпринимательской деятельности, эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Выданы из аптеки
медикаменты для бюджетной
деятельности

1 105 01 340
хирургическое
отделение

1 105 01 340
склад

Выданы из аптеки
медикаменты, приобретенные
за счет средств от
предпринимательской
деятельности

2 105 01 340
хирургическое
отделение

2 105 01 340
склад

Списаны на расходы
медикаменты
приобретенные:

за счет бюджетных средств

1 401 01 272

1 105 01 440

за счет средств от
предпринимательской
деятельности

2 401 01 272

2 105 01 440

Это идеальный пример, поскольку вести такой учет можно только с применением компьютерной техники на всех этапах учета, также нужно владеть точной информацией: сколько и каких медикаментов потребуется на лечение больных за счет бюджетных средств, а сколько за счет средств от предпринимательской деятельности.

Как поступить, если с получением такой информации возникают сложности? В этом случае можно посоветовать следующее: вначале определить долю предпринимательской деятельности в общем объеме работы учреждения, а затем рассчитать сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность, за месяц.

Рассмотрим это на примере.

Пример 3. Из аптеки в хирургическое отделение выданы медикаменты на сумму 10000 руб., которые были использованы, в том числе, и в предпринимательской деятельности. Медикаменты приобретены за счет бюджетных средств. Лимиты бюджетных ассигнований из расчета на месяц составляют 200000 руб., выручка от предпринимательской деятельности — 50000 руб. Всего — 250000 руб.

Определим долю, которая падает на предпринимательскую деятельность в общем объеме учреждения — 20% (50000 / 250000) руб. х 100).

Определяем сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность — 2000 руб. (10000 руб. х 20 / 100). Сумма израсходованных медикаментов на бюджетную деятельность — 8000 руб. (10000 — 2000).

Отразим бухгалтерскими проводками эти операции.