Возмещение НДС при импорте

Возврат НДС (налога на добавленную стоимость) при импорте товаров в Россию возможен для организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей (ИП), находящихся на общей системе налогообложения (ОСНО). Компании и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (такие как упрощенная система налогообложения, УСН), не освобождаются от уплаты НДС и не получают права на его возврат при импорте товаров из-за рубежа. Законодательством установлены следующие условия возврата НДС при импорте товаров:

  • товары приобретены для последующего использования в деятельности, подпадающей под налогообложение добавленной стоимостью (согласно ст. 21 Налогового кодекса РФ сюда можно отнести и перепродажу товаров, и производство из них другой продукции) – и только на территории России (подтверждение этого документально не требуется, однако в случае проверки легко выявляется);
  • фактическая оплата НДС была произведена (подтверждение уплаты НДС – платежными документами, таможенной декларацией, фиксирующими уплату таможенных пошлин, акцизов и сборов документами, в том числе квитанциями об оплате);
  • купленная продукция была принята к учету на основании оформления первичной документации (т.е. должен быть произведен бухгалтерский учет купленной продукции – законодательство не регулирует порядок бухгалтерского учета и оприходования товаров);
  • уплаченная и подлежащая выплате сумма налога отражена в налоговой декларации по НДС, составленной в том же налоговом периоде (квартале), в котором осуществлялся импорт;
  • в книге покупок отражено с указанием суммы НДС приобретение импортных товаров и внесена регистрационная запись о сумме налога к возврату (после проведения оплаты НДС налоговым органом и получения отметки с подтверждением этого от ИФНС), а также указаны реквизиты документа об оплате.

Бухгалтерский учет импортной продукции осуществляется по следующим проводкам:

  • Д 68 К 51 – уплачен НДС при ввозе продукции в пределы РФ;
  • Д 19 К 68 – отражена сумма налогов по импортируемым товарам;
  • Д 41 К 60 – импортная продукция принята к учету (права собственности на товар у покупателя);
  • Д 68 К 19 – сумм налога, что уплачена на таможне, принята к вычету.

Список документов для возмещения НДС при импорте товаров

Ниже представлен список документов, служащих подтверждением совершения внешнеэкономической сделки:

  • оригинал внешнеторгового контракта (или его копия) о поставке на территорию Российской Федерации товара;
  • таможенная декларация на товар с отметками таможенного органа (если налог уплачивался на таможне);
  • счет-фактуры (инвойсы) и другие платежные документы (например, чеки), что могут подтвердить факт прохождения платежей;
  • зарегистрированный в банке паспорт сделки (если таковой имеется);
  • товаротранспортные и товарные накладные, иные сопроводительные документы (при импорте товаров из стран – участников ЕАЭС сопроводительные документы заполняются по специальной форме);
  • книги покупок (если товар импортируется из стран Таможенного союза, книга покупок оформляется согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), журналы, регистрирующие счет-фактуры.

В договоре или его копии должна содержаться информация об условиях поставки, виде продукции, сроках и ценах поставки. Сам контракт должен быть заключен от имени юридического лица (а не владельца, учредителя, директора и т.п.), а оплата по договору – произведена со счетов указанных в тексте договора и принадлежащих компании (но не личных счетов, тем более таможенного представителя).

Указанный список документов должен быть приложен к налоговой декларации и подан до 20-о числа следующего за отчетным периодом месяца. Позже декларацию с документами можно подать, но будут уже начисляться пени, а у ФНС появляется формальный повод отказать в возмещении (возврате) НДС на импортированные товары. Возмещение НДС, тем не менее, будет по-прежнему возможно, но пени – нет.

Порядок возмещения НДС при импорте в Россию

Налоговая служба в течение 3-х месяцев после получения документации проводит камеральную проверку с целью определения возможности возврата НДС заявителю. По итогам проверки и выносится решение о возможности возврата НДС в полном объеме, частично или же, наоборот, о запрете его выплаты.

На этапе проверки осуществляется контроль товаросопроводительных документов – с целью определения точек отправления и назначения грузов, а также осуществлявших перевозку транспортных компаний. Фискальный орган может проверить и зарубежного поставщика, обратившись к компетентным органам иностранного государства.

Решение принимается в срок до 7-и дней с момента завершения проверки и доводится до сведения заинтересованного лица не позднее 10-и дней после вынесения решения. Если возмещение НДС разрешено, то перечисление средств на счета фирмы выполняется в течение 12 дней после принятия решения.

Возмещение НДС может осуществляться путем зачета налога на следующий период или же, как указано выше, перечислением средств на счет заявителя.

Налоговая служба далеко не всегда обосновывает причину отказа (если решено не возвращать НДС) в возмещении налога на добавленную стоимость. Компания в таком случае получает возможность обжаловать решение в вышестоящей инстанции УФНС в срок до 3-х месяцев со дня получения отказа. Необходимо ознакомиться с актами проверок и составить протокол разногласий. Решение по жалобам выносятся в течение месяца.

При отказе в возмещении НДС и от вышестоящего органа УФНС заявитель получает право подать апелляционную жалобу и урегулировать спор уже в судебном порядке (исковое заявление может быть направлено в течение 3-х лет с момента отказа).

Процедура возврата НДС при импорте товаров остается неизменной, вне зависимости от страны происхождения груза (Германия и другие страны ЕС, Китай), за исключением ввоза продукции из стран – участниц ЕАЭС.

Расчет НДС, уплачиваемого на таможне

Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в целях гл. 21 НК РФ признается объектом налогообложения (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Исключение составляют операции по ввозу товаров, перечень которых установлен ст. 150 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

В соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров (за исключением указанных в п. 2 и 4 настоящей статьи и с учетом ст. 150 и 151) на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

  1. таможенной стоимости этих товаров;
  2. подлежащей уплате таможенной пошлины;
  3. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

В пункте 5 ст. 166 НК РФ сказано, что общая сумма НДС, подлежащая уплате на таможне при ввозе товаров на территорию РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной на основании ст. 160 НК РФ.

Таким образом, рассчитать сумму «таможенного» НДС можно по формуле:

НДС = (ТСТ + ВТП + А) х 10% (или 18%),
где:

ТСТ – таможенная стоимость товаров;
ВТП – ввозная таможенная пошлина;
А – акцизы.

Как видим, повышение таможенной стоимости товаров ведет к увеличению суммы «таможенного» НДС. Поэтому таможенники строго контролируют величину таможенной стоимости ввозимых товаров, определяемой по правилам, установленным таможенным законодательством, действующим в рамках Таможенного союза.

Определение таможенной стоимости товаров

При ввозе товаров на территорию РФ правила определения таможенной стоимости товаров регулируются положениями Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее – Соглашение), и гл. 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Согласно п. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим кодексом, – таможенным органом. То есть декларант рассчитывает таможенную стоимость самостоятельно.

К сведению. Соглашением предусмотрены шесть методов определения таможенной стоимости:

  1. по стоимости товара (ст. 4, 5);
  2. по идентичным товарам (ст. 6);
  3. по однородным товарам (ст. 7);
  4. метод вычитания (ст. 8);
  5. метод сложения (ст. 9);
  6. резервный метод (ст. 10);

В связи с этим таможенный орган наделен функциями контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, по результатам которого он выносит решение о принятии либо корректировке заявленной таможенной стоимости товаров (ст. 66, 67 ТК ТС).

Вначале – уплата, затем – обжалование?

В силу ст. 68 ТК ТС если решение о корректировке заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров принято таможенным органом до выпуска товаров, декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений (п. 2 ст. 68 ТК ТС).

А если декларант не согласен с вынесенным решением о корректировке таможенной стоимости?

По разъяснениям Минфина, если декларант считает, что его права были нарушены при проведении таможенного контроля, он должен руководствоваться положениями ст. 9 ТК ТС, согласно которым любое лицо вправе обжаловать решение таможенных органов в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза (Письмо от 02.09.2010 № 03 10 09/60).

Но, как правило, в целях ускорения процесса выпуска товаров и по требованию таможни декларант корректирует таможенную стоимость исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней, и уплачивает дополнительные таможенные платежи (в том числе НДС) в соответствии с произведенной корректировкой, а уж затем обжалует вынесенное решение.

Отметим, что такой порядок действий со стороны декларанта (вначале «добровольная» уплата, а затем обжалование) не препятствует реализации им права оспаривать решение таможни о корректировке таможенной стоимости и требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Данный вывод следует из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 № 13328/12. Высшие арбитры также указали, что действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.

Получается, что при принятии таможенниками решения о корректировке таможенной стоимости товаров необходимо иметь в виду, что доплата декларантом скорректированной суммы не свидетельствует о законности решения таможни, не лишает декларанта права обжаловать это решение в судебном порядке и не исключает возможности признания судом этого решения незаконным.

Корректировка в учете

Порядок восстановления принятых к вычету сумм НДС, уплаченных таможенному органу при ввозе товаров, взыскание которых признано судом неправомерным, нормами НК РФ не урегулирован.

По мнению Минфина, налогоплательщику следует корректировать излишне принятый к вычету НДС посредством уточненной декларации (письма от 14.11.2011 № 03 07 08/318, от 03.11.2009 № 03 07 08/224).

Финансовый орган указал: п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычетам после принятия товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе на территорию РФ.

Согласно п. 10 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (в настоящее время п. 17 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), при ввозе товаров на территорию РФ в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.

Учитывая изложенное, право на вычет НДС, фактически уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором выполнены все вышеперечисленные условия, включая наличие таможенной декларации, подлежащей регистрации в книге покупок.

В случае если по решению суда взыскание таможенным органом суммы НДС признано неправомерным и она подлежит возврату налогоплательщику таможенным органом, налогоплательщик, принявший к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором производились указанные вычеты.

Таким образом, если следовать приведенным разъяснениям, у налогоплательщика возникнет обязанность по уплате пеней. Не удивительно, что при проведении контрольных мероприятий налоговики апеллируют к указанным письмам при вынесении решений о доначислении пеней. Но справедливости ради отметим, что есть альтернативный подход, позволяющий оспорить начисление пеней по данному основанию в судебных инстанциях.

Альтернативный подход

Как было сказано, начисление пеней можно оспорить. Подтверждение тому – выводы судей, изложенные в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 № Ф03-569/2013, в котором была рассмотрена следующая спорная ситуация.

При ввозе товаров на территорию РФ организация уплатила и приняла к вычету суммы НДС, исчисленные с учетом произведенных таможенным органом корректировок таможенной стоимости (КТС) товаров в сторону увеличения. Впоследствии данные корректировки были оспорены организацией в арбитражном суде и решения таможенного органа были признаны недействительными. В связи с этим последний составил и направил организации формы КТС содержащие «минусовые» показатели сумм налога, ранее принятых к вычету на основании оспоренных форм КТС.

Руководствуясь указанными «минусовыми» формами КТС, организация произвела восстановление сумм НДС в налоговом периоде, в котором такие «минусовые» корректировки были приняты таможенным органом.

Однако в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекторы посчитали, что корректировку (по решению суда) организация должна была отразить, подав уточненные декларации за тот налоговый период, в котором они были приняты к вычету. А поскольку в нарушение п. 1 ст. 81 НК РФ организация не сдала уточненные декларации за те периоды, в которых были приняты налоговые вычеты, инспекторы на основании ст. 75 НК РФ начислили пени в сумме 111 709 руб. за просрочку уплаты НДС.

В ответ организация обратилась в суд и нашла там поддержку: арбитры трех инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям ст. 75, 81 и гл. 21 НК РФ. При этом судьи исходили из следующего.

Согласноп. 1 ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Надо сказать, что ФАС ДВО согласился с выводами судей нижестоящих инстанций об отсутствии самого факта несвоевременной уплаты налога в бюджет организацией, с чем связано начисление соответствующих пеней.

Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части начисления пеней по НДС, суды исходили также из отсутствия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, для внесения налогоплательщиком изменений в налоговые декларации и представление в налоговые органы уточненных налоговых деклараций за прошедшие налоговые периоды. По их мнению, наличие судебных решений о неправомерной корректировке таможенной стоимости и составление таможенным органом в связи с этим форм корректировки таможенной стоимости, содержащих «минусовые» показатели сумм налога, нельзя отнести к числу таких оснований.

С учетом изложенного ФАС ДВО посчитал правильными выводы судов о возможности применения к возникшим спорным правоотношениям положений п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях прекращения права на применение налоговых вычетов и восстанавливаются в том налоговом периоде, в котором это право прекращено.

Порядок проверки при возврате НДС

Контролеры проводят следующие мероприятия для того, чтобы удостовериться в законности требований:

Проверка

  • Тщательное изучение каждого документа, представленного импортерами. Обязательна установка лиц, выполняющих функцию декларантов, отправителей и получателей груза. Изучаются физические склады, где проводится временное хранение. Определяется факт того, что товары пересекли таможенные границы.
  • Определяют иностранных производителей. Для этого направляют запрос в контролирующие органы иностранных государств. Иногда изучают Интернет для того, чтобы проверить имеющуюся информацию.
  • Занимаются определением того, кто фактически приобрел товар. Для чего изучают историю по движению. Для чего анализируются бумаги, связанные с транспортом и сопровождением. Определяют перевозчиков с собственниками транспорта, разновидностями машин. Отдельно проверяют, в каком объеме ввозится продукция – достаточно ли грузоподъемности машин для нее? Контрольные мероприятия задействуют всех лиц, которые принимают участие в этой цепочке производства.
  • Устанавливают конечного покупателя. Используя схемы, которые уже описывались выше.

Подача заявления от крупных налогоплательщиков

К этой категории относят компании или индивидуальных предпринимателей, которые заплатили в государственную казну более 10 миллиардов рублей за три года минимум. Они также получают и предоставляют банковские гарантии. Для данной группы действует особый порядок возврата средств на НДС.

Важно сделать так, чтобы средства были возвращены еще до того, как закончатся проверки. Заявление о принудительном порядке возмещения направляется на протяжении максимум пяти дней после того, как декларация была подана.

Предприниматель или организация должны пообещать, что уплатят средства в бюджет, если фактический приход от установленного НДС больше.

Благодаря данной схеме налогоплательщики максимально быстро возвращают свои денежные средства. И не привязываются к срокам проведения проверок, предоставления документов с результатами по ним. Но полный расчет проведут только после того, как все проверки закончатся. Налогоплательщик должен максимум через пять дней после получения уведомления сообщить о намерении получить вычет.

Если какие-то сведения будут ошибочными или не соответствующими действительности, проверку могут провести для всей деятельности компании, а не только для фактов уплаты НДС. Ведь в стране появилось слишком много тех, кто хочет просто обогатиться за счет государственного бюджета. Предприниматели часто сталкиваются с судебными разбирательствами по таким делам.

НДС относится к косвенным сборам. Его устанавливают как надбавку для основной стоимости и взимают его, только когда проводятся операции, связанные с ввозом товаров на территорию стран, образующих Таможенный Союз.

Как отразить в декларации НДС уплаченный на таможне?

Ответ: При заполнении разд. 8 налоговой декларации по НДС при принятии к вычету сумм, уплаченных на таможне, указывается код вида операции «20».

Обоснование: Как установлено п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ, вычетам подлежат, в том числе, суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.

В соответствии с п. 45 разд. XIII «Порядок заполнения раздела 8 декларации «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) (далее − Порядок) раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.

Код вида операции указывается в строке 010 разд. 8 декларации.

Согласно п. 45.4 Порядка по строке 010 отражаются данные, указанные в графе 2 книги покупок. Показатели по строке 010 заполняются в порядке, аналогичном порядку заполнения показателей графы 2 книги покупок, установленному разд. II «Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (Приложение № 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

ФНС России в Письме от 22.01.2015 № ГД-4-3/794@ разъяснила, что Приказом ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ утверждены Коды видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Указанные коды видов операций отражаются также в книгах покупок и продаж.

В связи с изменениями, внесенными в законодательство РФ о налогах и сборах, а также представлением за I квартал 2015 г. новой формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, и до утверждения Приказа ФНС России «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@» ФНС России рекомендовала при заполнении кодов видов операций в соответствующих графах журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж также использовать и дополнительные коды видов операций, указанные в Приложении к данному Письму.

Согласно Кодам видов операций по НДС, необходимым для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (Приложение к Письму ФНС России № ГД-4-3/794@), виду операции «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории» соответствует код вида операции «20».

Если торговая фирма закупает товары для перепродажи за границей, следует помнить, что при ввозе их на территорию России нужно уплатить «таможенный» НДС. А вот принять такую сумму к вычету можно не всегда…

Платим НДС на таможне Ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
Исчисляем налог О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:
– таможенная стоимость ввозимых товаров;
– сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;
– таможенная пошлина.
Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:
– по стоимости сделки с идентичными товарами;
– по стоимости сделки с однородными товарами;
– методом вычитания;
– методом сложения;
– резервным методом.
Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).
Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).
При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях – форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).
Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая – для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).
Ввозная пошлина и акциз. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации» введены ставки таможенных пошлин в виде процента от таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки). Но есть и специфические ставки. Они рассчитываются в фиксированной сумме в евро на физическую единицу измерения товара (на штуку, на тысячу штук и т. д.). Также может использоваться комбинированный порядок. В таком случае расчет делают и по адвалорной, и по специфической ставке. Далее полученные суммы сравнивают. В бюджет уплачивается большая из сумм.
Порядок расчета акциза приведен в статье 194 Налогового кодекса РФ. Так, сумма акциза по товарам, облагаемым по адвалорным ставкам, исчисляется в виде процента от налоговой базы (суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины).
Акциз по товарам со специфическими ставками рассчитывается как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (принимается во внимание объем ввозимых товаров в натуральном выражении).
Если в отношении товаров применяются комбинированные ставки, акциз исчисляется как сумма акциза по специфической и адвалорной ставкам.
Пример 1. Компания «Арго» заключила договор с иностранным контрагентом на поставку товаров на сумму 100 000 условных единиц. При этом в контрактную стоимость не включены следующие дополнительные услуги:
– по перевозке товаров до таможенной границы РФ в сумме 100 000 руб.;
– по упаковке – 60 000 руб.
Ввозимые товары не являются подакцизными, ставка таможенной пошлины, используемая в данном случае, – 10 процентов.
Согласно договору, право собственности на товары перешло к «Арго» 10 июля 2010 года (в день оформления таможенной декларации). Курс на эту дату – 30 руб. за условную единицу.
Определим таможенную стоимость товара, используя метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
100 000 у. е. х 30 руб/у. е. + 100 000 руб. + 60 000 руб. = 3 160 000 руб.
Тогда таможенная пошлина составит:
3 160 000 руб. х 10% = 316 000 руб.
Сумма налога на добавленную стоимость, которую необходимо уплатить на таможне при ввозе импортного товара, рассчитывается так:
НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) x Ставка НДС.
Имейте в виду, что существуют категории товаров, при импорте которых НДС не уплачивается вовсе (ст. 150 Налогового кодекса РФ).

Уплачиваем налог в бюджет

«Таможенный» НДС уплачивают в бюджет в особом порядке: не по итогам квартала, в котором товары ввезены в Россию, а одновременно с другими таможенными платежами. Причем сделать это должен тот, кто товар декларирует (ст. 143, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 328 Таможенного кодекса РФ).
Налог уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации.
Если данный документ своевременно не представлен, то сроки внесения таможенных платежей исчисляются со дня, когда истекает срок для подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).
В том случае, если товары декларируются в предварительном порядке, все таможенные пошлины и налоги следует перечислить не позднее дня выпуска этих товаров.
Факт уплаты «ввозного» НДС может подтвердить штамп «Выпуск разрешен», который проставляется в графе «Д» грузовой таможенной декларации (Инструкция о порядке заполнения ГТД, которая утверждена приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057). На это неоднократно обращали внимание и арбитражные судьи (см. постановления ФАС Московского округа от 30 января 2008 г. № КА-А40/ 105-08, от 20 марта 2007 г. № КА-А40/983-07, от 24 января 2007 г. № КА-А40/13676-06).
Обратите внимание: если налог уплачен не полностью, в декларации проставляется отметка об условном выпуске товара.

«Таможенный» НДС можно принять к вычету Сумму уплаченного на таможне НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Но только если:
– товары ввезены в Россию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, для временного ввоза, для переработки вне таможенной территории;
– активы приняты к учету;
– имеются документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога.
О дате принятия товаров на учет Как правило, она совпадает с моментом перехода права собственности. Ведь если иное не предусмотрено законом или договором, у нового владельца это право возникает с момента передачи вещи (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).
Если ввозимые товары предназначены для перепродажи, то датой, когда они приняты на учет, считают день их оприходования на счет 41 «Товары». При приобретении же объекта основных средств с определением даты принятия актива к учету не все так просто.
Многие специалисты считают, что это дата, на которую объект принят к учету на счет 08 «Приобретение объектов основных средств» или 07 «Оборудование к установке». Согласен с этим и Президиум ВАС РФ, что подтверждает постановление от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. В пользу данной позиции говорит и письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-07-08/20. Здесь специалисты главного финансового ведомства согласились, что «ввозной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счет 07.
Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.
Подтверждающие документы «Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:

– внешнеэкономического контракта;
– инвойса иностранного контрагента;
– таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;
– документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).
Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).
Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).
Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).
Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).
Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.
В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:
– товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
– компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
– организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.
Учесть суммы уплаченного на таможне НДС в стоимости товара позволяют нормы пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Те фирмы, которые применяют «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», сумму налога включают в состав налоговых расходов.