Земельный налог налоговый период

Содержание

Земельный налог

Земельный налог введен с 2005 года на основании гл. 31 НК РФ. Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют налоговые ставки налога в пределах, установленных НК РФ, порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ).

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) проживания или праве пожизненно наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ:

ѕ занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

ѕ предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

ѕ в пределах лесного фонда;

ѕ занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровую стоимость земельного участка определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Под указанной стоимостью понимают расчетную величину, отражающую представления о ценности (полезности) земельного участка при существующем его использовании.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводят государственную кадастровую оценку земель.

Государственная кадастровая оценка земель -единообразное по способам определение кадастровой стоимости земельных участков, которое осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Проведение кадастровой оценки земель позволяет получить объективные результаты стоимости земель различных категорий и разного целевого назначения, что также приводит к более эффективной дифференциации земельных платежей исходя из качества земель и местоположения конкретных земельных участков.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщить сведения о земельных участках в Управление ФНС по субъекту Федерации. УФНС, в свою очередь, распределяет эту информацию по налоговым инспекциям. Организациям сведения о кадастровой стоимости предоставляются в порядке, установленном органами местного самоуправления. В Москве, например, данная обязанность возложена на Департамент земельных ресурсов. Это должно быть сделано не позднее 1 марта. Нужно отметить, что с 1 января 2008 г. порядок, в котором организациям сообщают о кадастровой стоимости участков, будет устанавливать Правительство РФ. Узаконенную поправку в ст. 396 Налогового кодекса внес закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ.

Порядок определения налоговой базы устанавливается

ст. 391 Налогового кодекса в следующем виде.

  • 1. Налоговую базу определяют в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
  • 2. Налоговую базу определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
  • 3. Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • 4. Налоговую базу для физических лиц определяют налоговые органы на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом по земельному налогу является год.

Отчетными периодами признаются первый, второй и третий квартал (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ).

При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать величин, показанных на рис. 2.

Рис. 2. Схема определения налоговой ставки

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

организации-резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении 1 -го, 2-го и 3-го квартала как процент соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на

1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента Кп, определяемого как

Kn = Nn/NK,

где Nn — число полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении);

NK — число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Пример

Предприятие для осуществления своей производственной деятельности приобрело 11 февраля земельный участок, кадастровая стоимость которого составляет 2 150 тыс. руб. Налоговая ставка по земельному налогу для данной категории земель установлена в размере 0,8%. Рассчитать земельный налог, подлежащий уплате в бюджет по итогам года.

Решение

Рассчитаем коэффициент Кn:

Kn = 11: 12 = 0,92.

Сумма налога за налоговый период:

Н = 2 150 0000,80,92 = 15 824 (руб.).

Коэффициент Кn для 1-го квартала:

Кn=2: 3 = 0,67.

Сумма авансового платежа за 1-й квартал:

ЗНА =2 150 0000,80,671/4 = 2881 (руб.).

Сумма авансового платежа за 2-й квартал:

ЗНА =2 150 0000,81/4 = 4300 (руб.).

Сумма авансового платежа за 3-й квартал:

ЗНА =2 150 0000,81/4 = 4300 (руб.).

По итогам года подлежит уплате налог в сумме:

ЗН год = 15 824-2881-4300-4300 =4343 (руб.).

На практике достаточно часто встречается ситуация, когда, организация является собственником магазина, расположенного на первом этаже жилого дома. В этом случае для исчисления земельного налога воспользуемся алгоритмом расчета земельного налога по участкам, расположенным под многоквартирным домом (письмо Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-05-05-02/33).

Для расчета налога нужно определить долю организации в праве на землю под домом, т. е. отношение общей площади магазина к общей площади всех помещений дома. Далее полученный результат умножают на кадастровую стоимость всего участка и на налоговую ставку.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.

ООО «XXX» — собственник магазина, расположенного на 1-м этаже многоквартирного дома. Площадь всего жилого дома (жилые и все нежилые помещения), по которому определены границы земельного участка, 1600 кв. м. Площадь жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности налогоплательщиков, — 1400 кв. м. Площадь помещений, являющихся общей долевой собственностью налогоплательщиков (лестницы, чердаки, подвалы и т. д.), — 200 кв. м. Площадь магазина — 110 кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен дом, — 1 380 000 руб. Ставка налога — 0,3%.

Рассчитаем земельный налог, подлежащий оплате ООО. Земельный налог за весь участок:

ЗН = 1 380 000 х 0,3 / 100 = 4140 (руб.).

Доля площади магазина в общей площади жилых и нежилых помещений:

Дм= ПО: 1400 = 0,08.

Площадь общего имущества, которое принадлежит на праве обшей долевой собственности ООО:

5 = 0,08 х 200=16(кв.м).

По всему земельному участку на ООО приходится площадь в размере:

5,6= 110+ 16=126(кв.м). Доля площади магазина во всем земельном участке:

Дмз= 126: 1600 = 0,08. Земельный налог, подлежащий уплате ООО, составит:

ЗН(ООО)= 1 380 000 х (0,3/100) х 0,08 = 331,2 (руб.).

Представительный орган муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Согласно НК РФ в некоторых случаях при исчислении суммы налога предусмотрено применение специальных коэффициентов.

Так, коэффициент «2» применяется при исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Коэффициент «4» применяется при исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) в отношении указанных земельных участков в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Уплата производится в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами органов муниципальных об-разований (законами городов федерального значения). Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков. Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Организации и индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов РФ.

Налогоплательщики — организации и предприниматели, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи, по истечении отчетного периода представляют налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Налоговые декларации по налогу предоставляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет сумм по авансовым платежам предоставляется в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. налог сбор недвижимый имущество

Теория и практика взимания в России земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц показывают, что методы взимания указанных налогов не обеспечивают надлежащей мобилизации доходов в бюджеты и не выполняют регулирующую функцию. Несмотря на то, что объектом перечисленных налогов является недвижимость, эти налоги основаны на разных методах исчисления. Налоговая база у каждого из перечисленных налогов рассчитывается исходя из разных стоимостных показателей, которые зачастую не соответствуют реальным ценам на недвижимость.

Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, неполный учет и не соответствующая реальным ценам оценка недвижимости в целях налогообложения, привели к снижению фискальной роли недвижимого имущества в налоговой системе. Учитывая, что земельный участок и находящиеся на нем строения неразрывно связаны между собой и образуют единый объект недвижимости, возникает объективная необходимость в унификации методов налогообложения и земельного участка, и находящихся на нем строений.

Одним из перспективных путей совершенствования налоговой системы Российской Федерации вполне обоснованно может стать разрабатываемая система налогообложения недвижимости, которая предусматривает повышение фискальной роли недвижимого имущества

Основание для оплаты налога на землю

Оплачивать налог на землю требуется, только если гражданин или фирма владеет земельным наделом на правах собственника. Участки предоставляются в собственность, бессрочно или на основе пожизненного наследования.

Из числа плательщиков налога исключаются ситуации:

  • Когда участок получен безвозмездно в пользование;
  • Когда земля получена в пользование по договору аренды.

Если земля входит в состав имущества пенсионных инвестиционных фондов платить налог на землю обязана управляющая компания.

Земельный налог относится к группе местных платежей и оплата поступает в бюджет того региона где расположен сам участок. При этом законодательными нормами предусмотрены объекты, которые исключаются из налогооблагаемой базы земельного налога:

  • Наделы, удаленные из обращения правительством РФ;
  • Исторические и культурные заповедники;
  • Наделы, на которых расположены ценнейшие объекты наследия культуры РФ;
  • Участки в части водных и лесных массивов;
  • Участки, на которых расположены многоквартирные постройки.

Земельный участок должен числиться в государственном едином кадастре, в котором определяются его размеры, границы и стоимость.

Определение суммы налогов к оплате

Как упоминалось выше, налог на землю платят собственники и частные лица, и юридические лица. До 01 января 2015 года если земля участвовала в производственном процессе, то авансы и итоговые платежи собственник рассчитывал самостоятельно. Это положение не коснулось физических лиц. С наступлением 2015 года ИП также лишились права рассчитывать сумму налога на землю своими силами. За ИП и частных граждан это осуществляется сотрудниками налоговой службы.

Для тех владельцев, у которых отчетным периодом признается 1, 2 , 3 квартал, обязаны рассчитать и оплатить в региональный бюджет авансовые платежи. Для них предусмотрена формула:

Ав = Нб х Ст : 4

Для определения аванса потребуется уточнить налоговую базу Нб в российском кадастре и ставку земельного налога Ст.

Важно! Кадастровую стоимость устанавливается законодательство и в начале каждого налогового периода следует уточнять, не происходило ли изменений.

Итоговая сумма налога на землю, который оплачивается в конце года, можно определить по формуле:

ЗНгод = Нб х Ст.

Сумма к оплате признается в полных рублях. Округление осуществляется по правилу арифметики, а именно, то, что меньше 50 копеек отбрасывается, то, что больше 50 копеек округляется до рубля.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налоговый период земельного налога

Для всех категорий плательщиков установлен единый налоговый период по налогу на землю. Это временной отрезок, по итогам которого осуществляется подсчет, оплата налога и предоставление соответствующей декларации. Местные власти наделены правом определять для своего региона и отчетные квартальные периоды: 1, 2, 3 кварталы. По истечении отчетного периода некоторым собственникам потребуется платить в бюджет муниципалитета регионов авансы по земельному налогу.

Такое правило (расчет и погашение авансов) не применяется к собственникам – гражданам. Общей датой для погашения налоговых платежей признается 01 февраля того года, который начинается сразу за налоговым периодом.

Важно! Всем собственникам не нужно забывать о соблюдении сроков оплаты начислений по налогам. В противном случае ФНС начислит пени за каждый просроченный день.

Для частных граждан, начиная с 2015 года, установлен отдельный порядок расчета, оплаты и предоставления отчетности как собственникам земельных участков. А именно:

  • Рассчитывает суммы налогов сотрудник налоговой службы;
  • Собственник получает уведомление, в котором содержится расчет и перечислены объекты налогообложения, а также кадастровая стоимость надела;
  • Оплатить начисления необходимо в текущем году: за 2016 год до 01 декабря 2016 года, в 2017 году до 01 декабря 2017 года;
  • Начисление и оплата авансов частными собственниками не осуществляется и отчетность подавать не потребуется.

Не редки случаи, когда уведомление не дошло до адресата. Дубликат платежек и расчетов по земельным начислениям можно найти в личном кабинете плательщика на сайте ФНС. Также можно обратиться лично в инспекцию, того региона, в котором зарегистрированы земельные участки.

Отчетность по налогу на землю

Отчет, по истечении налогового периода по земельному налогу, потребуется предоставлять только собственникам – юридическим лицам. ИП от подобной обязанности освобождены. Годовая декларация сдается в налоговую службу, где непосредственно находится участок земли.

Если у хозяйствующего субъекта нет земельных наделов, сдавать декларацию (нулевую) он не должен. Также существует правило, которое определяет сведений, которые содержатся в декларации. Установлено, что в случае владения различными по категории участками земли, декларируются лишь те, которые облагаются налогом на землю.

Если земельный надел не является объектом налогообложения, то упоминать его в декларации не требуется. Срок для предоставления декларации по земельному налогу ограничивается 01 февраля года, наступившего сразу после налогового года.

На 2017 год законодательством РФ утверждена новая форма годовой декларации. В течение года, по прошествии отчетных периодов (кварталов), сдавать промежуточную отчетность не требуется. За опоздание при подаче отчета собственника подвергают административному взысканию.

Кроме того, нормативами налогового права предусматривается возможность предоставлять корректировочную декларацию за необходимый период. Если возникает такая необходимость, собственник обязан составлять ту форму, которая действовала в корректируемом периоде.

Декларирование земельной собственности осуществляется по утвержденной форме в ФНС как на бумажном носителе, так и электронном формате по каналам связи.

Кто имеет право на льготу по налогу

Преференции в отношении земель подразделяется на две группы, которые направлены на владельцев и непосредственно на участки. Для собственников предусмотрены следующие льготы:

  • Если земля находится в распоряжении уголовно-исполнительной структуры и идентичных учреждений;
  • Организации, владеющие государственными автотрассами;
  • Религиозные учреждения, на землях которых находятся профильные здания, постройки, выполняющие благотворительную или религиозную функцию;
  • Собственники – общества инвалидов, на землях которых находятся центры физкультуры и реабилитации, а также вспомогательные строения лечебного назначения;
  • Коренные общины, частные владельцы, которые проживают в пределах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири;
  • А также прочие владельцы, поименованные ст. 395НК.

В отношении самих наделов земли действует льгота, которая освобождает землю от налогов. Полный перечень предусмотрен в п. 2 ст. 389НК. Также преференции прописаны для территорий, которые значатся свободной экономической зоной Крыма и Севастополя.

Земельный налог — отчетный (если есть), налоговый период.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Налоговым периодом согласно п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года, на что указывает п. 2 ст. 393 НК РФ.

Налогоплательщики — организации должны в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности по итогам отчетных периодов (при их наличии) представлять налоговые расчеты. Исключением являются налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и упрощенную систему налогообложения, порядок применения которых регулируются соответственно гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, но о них мы расскажем чуть позже.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговый расчет по авансовым платежам представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть налоговые расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода должны быть представлены в следующие сроки:

— за I квартал — не позднее 30 апреля;

— за II квартал — не позднее 31 июля;

— за III квартал — не позднее 31 октября.

Заметим, что если указанные сроки приходятся на дни, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации выходными и (или) нерабочими праздничными днями, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Такое правило установлено ст. 6.1 части первой НК РФ.

Если налогоплательщиком не представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу в установленные сроки, то данное лицо можно привлечь к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

Также налогоплательщика можно привлечь к административной ответственности на основании п. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Земельный налог — налоговые ставки

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При этом налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, оговоренных в п. 1 ст. 394 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, на что указывает п. 2 ст. 394 НК РФ.

Рассмотрим подробнее налоговые ставки земельного налога, установленные ст. 394 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

— 0,3 процента в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Напомним, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Об этом сказано в ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ).

Если организация имеет на праве собственности земельный участок, расположенный в составе зоны сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, то указанная организация согласно Письму Минфина России от 4 марта 2008 г. N 03-05-05-02/10 вправе применить ставку земельного налога, установленную в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Однако это справедливо только при условии, что в правоустанавливающем документе на такой земельный участок вид разрешенного использования указывает на использование участка в целях сельскохозяйственного производства и уставная деятельность организации также связана с сельскохозяйственным производством.

Таким образом, исходя из указаний Минфина России организации, уставная деятельность которых связана, например, с промышленностью, при владении на праве собственности земельным участком сельскохозяйственного назначения не смогут уплачивать земельный налог по ставке, не превышающей 0,3 процента;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Жилищным фондом на основании ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ) признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

— частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

— государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

— муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

— жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

— жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

В отношении определения «объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» необходимо отметить, что НК РФ не содержит перечня таких объектов. Поэтому некоторые арбитражные суды из буквального прочтения пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ делают вывод о том, что по пониженной ставке (не более 0,3 процента) земельный налог могут исчислять только организации, осуществляющие деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению.

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2009 г. N 1514/09 указал, что данный вывод является ошибочным. По мнению суда, так как налоговое законодательство не содержит самостоятельного определения «объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса», то для уяснения этого понятия следует учитывать нормы других отраслей права, на это указывает ст. 11 НК РФ. В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» дано определение системы коммунальной инфраструктуры: это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Положения данного Федерального закона возможно применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.

Таким образом, любая организация (а не только предприятия, работающие в сфере ЖКХ), имеющая участки, занятые объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, может использовать ставку не более 0,3 процента.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налогоплательщикам следует обратить внимание на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — Постановление N 54).

Согласно п. 8 Постановления N 54 неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ.

Таким образом, если по каким-то причинам ранее приобретенный (предоставленный) для жилищного строительства земельный участок длительное время остается неосвоенным, то за налогоплательщиком, как и прежде, остается право применить пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%);

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Понятие «личное подсобное хозяйство» дано в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которой личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В отношении земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и животноводства, следует иметь в виду положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон N 66-ФЗ), которым садовые, огородные и дачные земельные участки выделяются в качестве самостоятельных земельных участков.

На основании ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Огородным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

— 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Как уже отмечалось ранее, на основании п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Нередко, имея в собственности земельные участки, в отношении которых установлены несколько видов разрешенного использования, у налогоплательщиков возникает вопрос, как поступить в ситуации, когда по отдельным видам разрешенного использования земель, находящихся в границах одного земельного участка, возникают разные налоговые ставки.

Налогоплательщики, имеющие в собственности земельные участки, в отношении которых установлены несколько видов разрешенного использования, самостоятельно решают вопрос о применении той или иной налоговой ставки по земельному налогу, учитывая, что в случае применения минимального значения кадастровой стоимости данное решение нужно будет отстаивать в судебном порядке.

Земельный налог для организаций

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список сморите .

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Налоговый и отчетный периоды: чем определяются и в чем разница

На федеральном уровне возможность введения налога на земельные владения определена главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вердикт о том, будет ли земельный налог уплачиваться на территории каждого отдельного города или сельского округа, принимают представительные органы муниципалитетов, например, советы депутатов или земские собрания. Если такое решение принято, то этим же органам власти доверено определить нюансы установленного фискального платежа.

Но свобода местных законотворцев ограничена положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, например, им не дано право изменять продолжительность налогового периода по земельному налогу. Она равна календарному году. Это означает, что все расчеты налога производятся за временной отрезок с 1 января по 31 декабря каждого года.

Однако местные представительные органы вправе:

  • зафиксировать собственные ставки фискального платежа в рамках, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации,
  • установить регламент совершения платежей,
  • определить даты совершения платежей.

Также им дано право не вводить отчетные периоды по земельному налогу, то есть периоды, за которые организации обязаны совершить нормативно обусловленные действия, например, уплатить авансы или представить промежуточные расчеты.

Надо ли отчитываться по налогу на землю в течение года

Как и по другим налогам, организации-землевладельцы по итогам налогового периода отчитываются в фискальные органы, представляя декларацию в срок не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит изменению местными законодателями, как и то, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Установление отчетных периодов — прерогатива местных законотворческих органов. Но отчетные периоды не могут быть иными, чем определенные в Налоговом кодексе Российской Федерации: первый, второй и третий кварталы года.

Свое решение представительные органы муниципалитетов закрепляют в нормативных правовых актах, которые обязательны к публикации. Краткую информацию по каждому из них (номер, дату принятия, название принявшего органа и прочие) возможно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Если отчетные периоды установлены, то по итогам каждого из них организации, владеющие землей, обязаны осуществлять авансовые платежи по налогу на землю.

Обязанность по представлению промежуточных расчетов по итогам отчетных периодов по земельному налогу отсутствует.

Уточним также, что представлять фискальный расчет по земельному налогу требуется только организациям. Для остальных владельцев земли такой обязанности не установлено.